Поэзия Анны Ахматовой

Поэзия Анны Ахматовой.

 

 

 

        А.А.Ахматова творила в очень сложное время,  время катастроф и

социальных потрясений,  революций и войн.  Поэтам в России в ту бурную

эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби-

рать между свободным творчеством и жизнью.

 

        Но несмотря  на  все эти обстоятельства поэты по-прежнему про-

должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

 

        Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по-

руганная,  но  от  этого ставшая еще ближе и роднее.  Анна Ахматова не

смогла уехать в эмиграцию,  так как она знала, что только в России мо-

жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия.

 

                Не с теми я, кто бросил землю

 

                На растерзание врагам.

 

                Их грубой лести я не внемлю,

 

                Им песен я своих не дам.

 

        Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя-

вились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем го-

ду  вышел и поэтический сборник "Вечер".  Почти сразу же Ахматова была

поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран-

ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-

за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по-

эзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тог-

да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэ-

зии.  Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.

Ахматова в своих стихах является в  бесконечном  разнообразии  женских

судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах-

матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо-

вой эпохи,  его истоков,  ломки нового становления.  Вот почему в 1921

году,  в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи-

сать поражающие духом обновления строки:

 

                Все расхищено, предано, продано,

 

                Черной смерти мелькало крыло,

 

                Все голодной тоской изглодано,

 

                Отчего же нам стало светло?

 

        Так что  в известном смысле Ахматова была и революционным поэ-

том.  Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя

под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского

мира продолжалось всю жизнь.

 

        Есть центр,  который как бы сводит к себе весь  остальной  мир

поэзии,  оказывается основным нервом,  идеей и принципом.  Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого  заявления

себя в любви.  В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь

"пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, по-

лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра-

жении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,

смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго-

теет к лирической новелле с  неожиданным,  часто  прихотливо-капризным

концом  психологического  сюжета  и к необычностям лирической баллады,

жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").

 

        Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или

еще  чаще  финал  и  окончание.  И здесь она опиралась на богатый опыт

русской уже не только поэзии, но и прозы:

 

                Слава тебе, безысходная боль,

 

                Умер вчера сероглазый король.

 

                А за окном шелестят тополя:

 

                Нет на земле твоего короля...

 

        Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

 

                О нет, я не тебя любила,

 

                Палила сладостным огнем,

 

                Так объясни, какая сила

 

                В печальном имени твоем.

 

        Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный.  Мотивы беды, трагедии

звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и дру-

гих.

 

        В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре-

ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени-

ем, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала вели-

кий "Реквием".

 

        Таким образом,  в  творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;

творчество было ее жизнью.

 


Хостинг от uCoz