Основные темы и проблемы в романе Булгакова

Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

 

 

 

        Талант художника был у Булгакова от бога.  И то,какое этот та-

лант получал выражение,  во многом определялось и обстоятельствами ок-

ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

 

        В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом ",

но с 1937 года он получает другое название  -  "Мастер  и  Маргарита".

Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, -

все свои самые главные мысли и открытия,  всю душу и весь талант отда-

вал  он этому роману.  "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное,

невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской

сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-

ческого.

 

        Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и  психо-

логически достоверную книгу о своем времени и о людях,  и потому роман

стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи.  И в

то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-

ется книгой на все времена,  чему способствует ее высочайшая художест-

венность.  Есть основание предположить,  что автор мало рассчитывал на

понимание и признание его романа современниками.

 

        В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая  свобода  твор-

ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла.  Са-

тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,

пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь

Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-

ют   вполне  земные  граждане,  населяющие  Садовые  и  Бронные  улицы

20-х-30-х годов нвшего века.  Смех и печаль, радость и боль перемешаны

там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-

рая доступна лишь сказке,  поэме.  "Мастер и Маргарита" и  есть  лири-

ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге,  о бесчело-

вечности зла,  об истинном творчестве, которое всегда является преодо-

лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

 

        События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной,  в

час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи-

це появляются Сатана и его свита.

 

        Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов,  здесь, в "Мас-

тере и Маргарите",  играет роль вполне реалистическую и может  служить

блистательным примером гротескно-фантастического,  сатирического обна-

жения противоречий живой действительности .  Воланд грозой  проносится

над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

 

        Сама идея  поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его

свиту,  олицетворяющие те силы,  которые не поддаются никаким  законам

логики,  была глубоко новаторской.  Воланд появляется в Москве,  чтобы

"испытать" героев романа,  воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-

нившим верность друг другу и любовь,  покарать взяточников, лихоимцев,

предателей.  Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут

перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со

злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В

этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман

о Понтии Пилате,  который Мастер сжег в приступе страха  и  малодушия.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя

в начальную эру духовной цивилизации человечества,  утверждая мысль  о

том,  что  противоборство  добра со злом - вечно,  оно кроется в самих

обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-

вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.

 

        Фантастический поворот  дела позволяет писателю развернуть пе-

ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного  вида,  проведя

аналогию с самой жизнью.  Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-

вает наизнанку видимость всех этих берлиозов,  латунских,майгелей, ни-

каноров  ивановичей  и прочих.  Сеанс черной магии,  который Воланд со

своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном

смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

 

        Не дьявол страшен автору и его любимым героям.  Дьявола, пожа-

луй,  для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-

гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-

ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный

закон  заключен  внутри  человека и не должен зависеть от религиозного

ужаса перед грядущим возмездием,  проявление которого можно легко  ус-

мотреть  в  бесславной  гибели начитанного,  но бессовестного атеиста,

возглавлявшего МАССОЛИТ.

 

        И Мастер,  главный герой булгаковской книги, создавший роман о

Христе  и  Пилате,  тоже  далек от религиозности в христианском смысле

этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-

хологической выразительности.  Этот роман о романе как бы фокусирует в

себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие

поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

 

        Мастер в романе не смог одержать победу.  Сделав его победите-

лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-

ему  чувству реализма.  Но разве пессимизмом веет от финальных страниц

книги?  Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван

Понырев,  бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому

суждена долгая жизнь.

 

        "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска-

зано много,  а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-

ний знаменитого романа.  О "Мастере и Маргарите" еще много  будут  ду-

мать, много писать.

 

        "Рукописи не горят", -произносит один из героев романа. Булга-

ков пытался сжечь свою рукопись,  но это не принесло  ему  облегчения.

Роман продолжал жить.  Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-

тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-

телей во многих странах мира.

 

        Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-

женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-

леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес

суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-

еся в глубинах.

 

 


Хостинг от uCoz