Основные темы
и проблемы в романе Булгакова "Мастер и
Маргарита".
Талант
художника был у Булгакова от бога. И то,какое этот та-
лант получал
выражение, во
многом определялось и обстоятельствами ок-
ружающей
жизни, и тем, как складывалась судьба
писателя.
В
начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер
с копытом ",
но с 1937 года он
получает другое название
- "Мастер и
Маргарита".
Все, что
пережил Булгаков на своем веку - и
счастливого, и тяжелого, -
все свои самые
главные мысли и открытия,
всю душу и весь талант отда-
вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" -
творение необыкновенное,
невиданное
доселе в русской литературе. Это какой-то
сплав гоголевской
сатиры и
дантовской поэзии, сплав высокого и низкого,
смешного и лири-
ческого.
Булгаков
писал "Мастера и Маргариту" как
исторически и психо-
логически
достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман
стал
уникальным человеческим документом той
примечательной эпохи. И
в
то же время
это многомысленное повествование обращено
в будущее, явля-
ется книгой на
все времена, чему
способствует ее высочайшая художест-
венность. Есть основание
предположить, что
автор мало рассчитывал на
понимание и
признание его романа современниками.
В
романе "Мастер и Маргарита" царят
счастливая свобода твор-
ческой
фантазии и одновременно строгость
композиционного замысла.
Са-
тана правит
великий бал, а вдохновенный Мастер,
современник Булгакова,
пишет свой
бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи
отправляет на казнь
Христа, а
рядом, суетясь, подличают,
приспосабливаются, предательству-
ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и
Бронные улицы
20-х-30-х годов
нвшего века. Смех и
печаль, радость и боль перемешаны
там воедино,
как в жизни, но в той высокой степени
концентрации, кото-
рая доступна
лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита"
и есть лири-
ко-философская
поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-
вечности зла, об истинном
творчестве, которое всегда является преодо-
лением
бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События
в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды
весной, в
час небывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах". В столи-
це появляются
Сатана и его свита.
Дьяволиада,
один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас-
тере и
Маргарите", играет
роль вполне реалистическую и может служить
блистательным
примером гротескно-фантастического, сатирического обна-
жения
противоречий живой действительности . Воланд грозой проносится
над
булгаковской Москвой, карая глумливость и
непорядочность.
Сама
идея поместить в Москву тридцатых
годов князя тьмы и его
свиту, олицетворяющие те
силы, которые не
поддаются никаким законам
логики, была глубоко
новаторской. Воланд
появляется в Москве, чтобы
"испытать"
героев романа, воздать
должное Мастеру и Маргарите, сохра-
нившим
верность друг другу и любовь, покарать взяточников,
лихоимцев,
предателей. Суд над ними вершится
не по законам добра, они предстанут
перед лицом
преисподней. По мысли Булгакова, в
сложившейся ситуации со
злом бороться
следует силами зла, чтобы восстановить
справедливость. В
этом -
трагический гротеск романа. Воланд
возвращает Мастеру его роман
о Понтии
Пилате, который
Мастер сжег в приступе страха и
малодушия.
Миф о Пилате и
Иешуа, воссозданный в книге Мастера,
переносит читателя
в начальную
эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль
о
том, что
противоборство добра
со злом - вечно, оно
кроется в самих
обстоятельствах
жизни, в душе человека, способной на
возвышенные поры-
вы и
порабощенной ложными, переходящими
интересами сегодняшнего дня.
Фантастический
поворот дела
позволяет писателю развернуть пе-
ред нами целую
галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя
аналогию с
самой жизнью. Внезапная
встреча с нечистой силой выворачи-
вает
наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских,майгелей,
ни-
каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими
помощниками дает в столичном варьете, в
буквальном и переносном
смысле "раздевает"
некоторых граждан из зала.
Не
дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-
луй, для Булгакова
действительно не существует, как не
существует бо-
гочеловека. В
его романе живет иная, глубокая вера в
исторического че-
ловека и в
непреложные нравственные законы. Для
Булгакова нравственный
закон заключен внутри человека и не должен
зависеть от религиозного
ужаса перед
грядущим возмездием, проявление
которого можно легко ус-
мотреть в
бесславной гибели
начитанного, но
бессовестного атеиста,
возглавлявшего
МАССОЛИТ.
И
Мастер, главный герой булгаковской книги,
создавший роман о
Христе и
Пилате, тоже далек от
религиозности в христианском смысле
этого слова.
Им написана на историческом материале
книга огромной пси-
хологической
выразительности. Этот
роман о романе как бы фокусирует в
себе
противоречия, которые обязаны решать своей
жизнью все последующие
поколения
людей, каждая мыслящая и страдающая
личность.
Мастер
в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-
лем, Булгаков
нарушил бы законы художественной правды,
изменил бы сво-
ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от
финальных страниц
книги? Не забудем: на земле у
Мастера остался ученик, прозревший Иван
Понырев, бывший бездомный; на
земле у Мастера остался роман, которому
суждена
долгая жизнь.
"Мастер
и Маргарита" - сложное произведение. О
романе уже ска-
зано много, а будет сказано еще
больше. Существует множество толкова-
ний
знаменитого романа. О
"Мастере и Маргарите" еще много будут ду-
мать, много
писать.
"Рукописи
не горят", -произносит один из героев
романа. Булга-
ков пытался
сжечь свою рукопись, но
это не принесло ему облегчения.
Роман
продолжал жить. Мастер
помнил его наизусть. Рукопись была восс-
тановлена.
После смерти писателя она пришла к нам и
скоро обрела чита-
телей во
многих странах мира.
Ныне
творчество Михаила Афанасьевича Булгакова
получило заслу-
женное
признание, стало неотъемлемой частью нашей
культуры. Однако да-
леко не все
осмыслено и освоено. Читателям его романов,
повестей, пьес
суждено по-своему
понять его творения и открыть новые
ценности, таящи-
еся в глубинах.