РОССИЯ А

РОССИЯ А.А.БЛОКА.

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались

художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема

обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и

своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".

Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"

отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее

противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.

Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского

пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые

пришли...":

"Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем".

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной

царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-

царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы

русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в

стихотворении "Ночь на Новый год" возникает образ Светланы,

героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока - это ммр

прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт

шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир

попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из

заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где

звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых

кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и

косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не

менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои

зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы,

как например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное

стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором

самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость

жизни в страшный круг. Однако страшный мир -это не только мир

вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном

стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока -

"Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру

мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой

тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира

"испытанных остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой

самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый

диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического

героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее

мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть

и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в

стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914

году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно

отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь

которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь

минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает

на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти

как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем

неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

"Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне".

Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России

как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна

предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само

ее пространство:

"Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна..."

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и

лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в

дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов

"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным

аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом

цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья

хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик

русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны

становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и

битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-

то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на

дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу,

горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять,

как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина"

появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил

поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта

мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в

стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал

белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического

предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных

задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой,

обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Написаны эти

стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных

событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва

принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям

русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их

еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380

года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И

не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении

трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое

стихотворение цикла "На поле Куликовом":

"Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!"

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И

судьба эта пророчески описываетсп автором как трагическая. Символом

ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает

традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни

природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический

кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив встречается и в других

стихотворениях цикла "Родина", например, в стихотворении

"Петроградское небо мутилось дождем...": "В закатной дали/ Были

дымные тучи в крови". В стихотворении "Река раскинулась..." несколько

раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание

типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое

обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим

показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь

моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть

высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если

учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией.

В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект

обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок

употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего

поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное

движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а

драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный

строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже

замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются

короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например:

"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают

восклицательные интонации - это реализовано и на уровне

синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз

употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно

взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.

Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую

динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный

порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба

ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине

обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно

современно и являет нам образец той мужественной всевидящей

преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших

традиций классической русской литературы.

 

 

 


Хостинг от uCoz