РОССИЯ А.А.БЛОКА.
Тема родины относится к числу
вечных в поэзии. К ней обращались
художники слова во все времена. Но
в творчестве А.Блока эта тема
обретает особое звучание. Ведь
поэт жил на рубеже веков, о себе и
своих современниках он сказал:
"Мы - дети страшных лет России".
Предчувствие "неслыханных
перемен" и "невиданных мятежей"
отбрасывало особый отблеск на
любовь А.Блока к России, делало ее
противоречивой и обостренной.
В ранней поэзии А.Блока тема
России не звучит как самостоятельная.
Но все события его духовной жизни
проходят на фоне русского
пейзажа. Например, в
стихотворении 1901 года "Видно дни золотые
пришли...":
"Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем".
Героиня блоковских стихов ранних
лет обретает черты сказочной
царевны из русских сказок, жилище
ее - заколдованный терем, а герой-
царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока
этих лет пронизывают образы
русской культуры, нередко в их
романтическом облике, например, в
стихотворении "Ночь на Новый
год" возникает образ Светланы,
героини баллады В.Жуковского. Мир
ранней поэзии А.Блока - это ммр
прекрасной мечты, и этой
прекрасной мечтой окутан образ России.
К постижению родины подлинной,
далекой от чарующей сказки, поэт
шел через мотивы страшного мира.
Именно в этот страшный мир
попадает блоковский герой, уйдя
от Прекрасной Дамы, выйдя из
заповедного сада своих ранних
стихов в страшный мир природы, где
звезды и зори сменяет мир мхов,
болот с хромыми лягушками, ржавых
кочек и пней. Населяют эту природу
диковинные существа: колдуны и
косматые ведьмы, "твари
весенние", чертенята, "больная русалка".
Не
менее страшен и облик людей,
обитающих в этом мире: это герои
зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости", живые мертвецы,
как например, в цикле стихов "Пляски
смерти". Наиболее известное
стихотворение этого цикла - "Ночь,
улица, фонарь, аптека...", в котором
самой композицией подчеркнута
полная безысходность, замкнутость
жизни в страшный круг. Однако
страшный мир -это не только мир
вокруг поэта, это и мир в нем самом.
Так, в самом своем известном
стихотворении, надолго ставшем
символом поэзии А.Блока -
"Незнакомка" - лирический
герой принадлежит двум мирам: миру
мечты, поэзии, где все окутано
дымкой тайны, а поэт - хранитель этой
тайны. Но он же не отделяет себя и
от низменного, пошлого мира
"испытанных остряков",
бездушной и мертвенной природы, в которой
самое поэтичное ее явление - луна
на небе - превращается в мертвый
диск. Недаром заканчивается
стихотворение возвращением лирического
героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, -
это тоже Россия, и высшее
мужество поэта не в том, чтобы не
видеть этого, а в том, чтобы видеть
и принять, полюбить свою страну
даже в таком неприглядном обличье.
Сам А.Блок предельно открыто
выразил эту свою,любовь-ненависть в
стихотворении "Грешить
бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914
году. В нем возникает крайне
отвратительный, безмерно
отталкивающий облик человека
бездуховного, лавочника, вся жизнь
которого - это беспробудный сон
духа, даже покаяние его лишь
минутно. Подавая грошик в церкви,
он тут же, вернувшись, обманывает
на этот грош своего ближнего.
Моментами стихотворение звучит почти
как сатира. Герой его обретает
черты символические. И тем
неожиданнее и сильнее звучит
финал стихотворения:
"Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне".
Одним из первых непосредственных
обращений А.Блока к теме России
как к самостоятельной стало его
стихотворение 1906 года "Русь". Страна
предстает в этом стихотворении
как заповедная, сказочная. Таково само
ее пространство:
"Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна..."
Россия в этом произведении как бы
спящее заколдованное царство, и
лирический герой проникается ее
тайной, его живая душа погружена в
дремоту. Русь убаюкала ее на своих
просторах.
Итогом размышлений А.Блока о
судьбах своей страны стал цикл стихов
"Родина", который создавался
с 1907 по 1916 годы. К самым различным
аспектам сложной и драматической
темы обращается поэт в этом
цикле. Здесь и размышления о Руси
как о заповедной стране, чья
хозяйка - сказочная княжна,
которую отличает традиционный облик
русской красавицы - статной, с
косой. Символом этой страны
становится тихий дом в густой
траве, покинутый героем ради тревог и
битв. В этот цикл входит и
стихотворение "На железной дороге", в
чем-
то перекликающееся с
некрасовским "Что ты жадно глядишь на
дорогу..." Здесь судьба России
осмысливается через женскую судьбу,
горькую и трагическую, и это тоже
традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных
стихотворений цикла - "Россия" ("Опять,
как в годы золотые..."). В
последних произведения цикла "Родина"
появляется новая нота, связанная
с тем, что в судьбе страны наступил
поворот, началась война 1914 года,
все яснее звучат в стихах поэта
мотивы будущей трагической
судьбы России. Это ощущается в
стихотворениях "Петроградское
небо мутилось дождем..", "Я не предал
белое знамя...", "Коршун" и
других. Однако тема трагического
предвидения звучит в
стихотворениях из цикла Родина, написанных
задолго до войны 1914 года, в
стихотворениях, объединенных темой,
обозначенной в названии: "На
поле Куликовом". Написаны эти
стихотворения в 1908 году и
посвящены одному из самых значительных
событий русской истории. В 1912 году
Блок писал: "Куликовская битва
принадлежит, по убеждению автора,
к символическим событиям
русской истории. Таким событием
суждено возвращение. Разгадка их
еще впереди". Значение
Куликовской битвы (восьмое сентября 1380
года) было не столько военным,
политическим, сколько духовным. И
не случайно обращается к этому
событию поэт в предвидении
трагических лет России. Мне
хотелось бы проанализировать первое
стихотворение цикла "На поле
Куликовом":
"Река раскинулась. Течет,
грустит лениво,
И моет берега.
Над скудной глиной же того обрыва
В степи грустят стога.
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной, наш путь - в
тоске безбрежной.
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое
знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только
снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты,
кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь
струится; Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!"
Стихотворение посвящено
осмыслению исторической судьбы России. И
судьба эта пророчески
описываетсп автором как трагическая.
Символом
ее становится стремительно
мчащаяся степная кобылица. Возникает
традиционное для поэзии
осмысление единства жизни людей и жизни
природы. Сами природные явления
здесь окрашены в трагический
кровавый цвет ("Закат в крови!").
Этот мотив встречается и в других
стихотворениях цикла "Родина",
например, в стихотворении
"Петроградское небо мутилось
дождем...": "В закатной дали/ Были
дымные тучи в крови". В
стихотворении "Река раскинулась..."
несколько
раз меняется объект поэтической
речи. Начинается оно как описание
типично русского пейзажа;
скудного и грустного. Затем звучит прямое
обращение к России, и, надо
сказать, в свое время оно многим
показалось шокирующим - ведь А.Блок
называл свою страну "О, Русь
моя! Жена моя!". Однако в этом
нет поэтической вольности, есть
высшая степень единения
лирического героя с Россией, особенно если
учесть смысловой ореол, данный
слову "жена" символистской поэзией.
В ней он восходит к евангельской
традиции, к образу величавой жены.
И, наконец, в финале стихотворения
возникает новый объект
обращения: "Плачь, сердце, плачь..."
В стихотворении А.Блок
употребляет авторское "мы",
размышляя о судьбах людей своего
поколения. Они представляются ему
трагическими, стремительное
движение - это движение к гибели,
вечный бой здесь не радостен, а
драматичен. Теме стихотворения
соответствует его интонационный
строй, сам темп поэтической речи.
Она начинается спокойно, даже
замедленно, затем темп
стремительно нарастает, предложения
делаются
короткими, в половину, а то и в
треть поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами".). Нарастают
восклицательные интонации - это
реализовано и на уровне
синтаксическом: в семи строфах
стихотворения автор семь раз
употребляет восклицательный знак.
Поэтическая речь здесь предельно
взволнованна. Это ощущение
создается и стиховым строем текста.
Произведение написано
разностопным ямбом, что придает ему особую
динамичность и стремительность,
передавая безудержный и страшный
порыв, вечный бой, трагическое
приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России,
прозвучавшее в те годы, когда судьба
ее неуклонно приближалась к
катастрофе, когда сама любовь к родине
обретала внутренний драматизм,
звучат сегодня удивительно
современно и являет нам образец
той мужественной всевидящей
преданности своей стране, которая
была воспринята поэтом от лучших
традиций классической русской
литературы.