Работу
над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев
начал в 1855.
Сначала
роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью»
Тургенев понимал способность убеждать и
просвещать людей, разносторонний ум и
широкую образованность, а под «натурой»-твердость
воли, острое чутье к потребностям
общественной жизни. Но по ходу работы такое
название перестало удовлетворять
Тургенева, так как по отношению к Рудину оно
зазвучало иронически : «натуры» в нем вышло
мало, не хватало воли к практическому делу,
хотя «гениальность» в нем была.
На рукописи авторская пометка : «Рудин.
Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в
Спасском, и кончен 24 июля 1856 года, в
воскресение, там же, в 7 недель. Напечатан с
большими прибавлениями в январской и
февральской книжках «Современника» за 1856
год».
Под
«большими прибавлениями» Тургенев
подразумевает свои переработки отдельных
глав романа и дописывание новых при
подготовке «Рудина» к печати, когда после
чтения романа в редакционном кружке (а
состоялось оно в первые
же дни приезда писателя в Петербург в
октябре 1855 года) у друзей Тургенева
возникли пожелания, чтобы он отчетливее
оттенил фигуру главного героя. Некрасову и
некоторым другим литераторам был ясен и
подтекст романа, и сложность исторического
фона, на котором развертывался сюжет, и
значение деятельности тех лиц, которые
послужили автору прототипом (Бакунин,
Станкевич и др.).
Дружеские
советы помогли многое уяснить Тургеневу.
Его постоянная готовность проверять себя
сказывалась, в частности, в том, что он редко
отдавал печатать свои произведения, не
выслушав мнение тех, кому доверял.
Прежде
всего он стал перерабатывать страницы,
посвященные юношеским годам Лежнева и
Рудина, а затем эпилог романа. Время от
времени он прочитывал Некрасову главы и
страницы, написанные заново, и встречал
горячее одобрение с его стороны. Сообщая о
работе Тургенева над эпилогом, Некрасов в
одном из писем предрекал, что «выйдет
замечательная вещь. Здесь первый раз
Тургенев явится самим собою... Это человек,
способный дать нам идеалы, насколько они
возможны в русской жизни».
Появление
романа в печати вызвало много толков и
споров в литературных кругах и среди
читателей.
Критик
«Отечественных записок» рассматривал
Рудина лишь как бледную копию
предшествующих героев русской литературы -
Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал
Чернышевский в «Современнике», отмечая, что
Тургенев сумел показать в образе Рудина
человека новой эпохи общественного
развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и
Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это
люди различных эпох, различных натур, - люди,
составляющие совершенный контраст один
другому».
После
выхода романа в печать Некрасов выразил
уверенность, что для Тургенева «начинается
новая эпоха деятельности, для его талант
приобрел новые силы, что он даст нам
произведения еще более значительные,
нежели те, которыми заслужил в глазах
публики первое место в нашей новейшей
литературе после Гоголя».
В
письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич
Аксаков говорил о жизненности изображения
типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает
много мелких вопросов и раскрывает
глубокие тайны духовной природы человека».
Говоря
о признании романа в среде народнической
интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н.
Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо
из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей
русской действительности, не пародия, не
насмешка, а настоящая трагедия, которая
совсем не умерла, которая ещё живет, ещё
продолжается...». «Во всяком образованном
человеке нашего времени сидит частица
Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.
Главный
герой романа во многом автобиографичен :
это человек тургеневского поколения,
который получил хорошее философское
образование за границей.
Характер
Рудина раскрывается в слове. Это гениальный
оратор. «Рудин владел едва ли не высшей
тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя
по одним струнам сердец, заставлять смутно
звенеть и дрожать все другие». В своих
философских речах о смысле жизни, о высоком
назначении человека Рудин просто неотразим.
Человек не может, не должен подчинять свою
жизнь только практическим целям, заботам о
существовании, утверждает он. Без
стремления отыскать «общие начала в
частных явлениях» жизни, без веры в силу
разума нет ни науки, ни просвещения, ни
прогресса, а «если у человека нет крепкого
начала, в которое он верит, нет почвы, на
которой он стоит твердо, как может он дать
себе отчет в потребностях, в значении, в
будущности своего народа?».
Просвещение,
наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин
так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он
рассказывает легенду о птице, залетевшей на
огонь и опять скрывшейся в темноту.
Казалось бы, человек, подобно этой птице,
появляется из небытия и, прожив короткую
жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша
жизнь быстра и ничтожна; но все великое
совершается через людей».
Его
высказывания вдохновляют и зовут к
обновлению жизни, к необыкновенным,
героическим свершениям. Силу воздействия
Рудина на слушателей, убеждение словом,
ощущают все. И каждый восхищается Рудиным
за его «необыкновенный ум». Не признает
достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за
свое поражение в споре.
Но
в первом же разговоре Рудина с Натальей
раскрывается одно из главных противоречий
его характера. Ведь только накануне он так
вдохновенно говорил о будущем, о смысле
жизни, о назначении человека, и вдруг
предстает усталым человеком, не верящим ни
в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда,
достаточно одного возражения удивленной
Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и
вновь проповедует необходимость делать
дело. Но автор уже заронил в душу читателя
сомнение в том, что слова Рудина
согласуются с делом, а намерения -
поступками.
Противоречивый
характер своего героя писатель подвергает
серьезному испытанию - любви. Это чувство у
Тургенева то светлым, то трагичным и
разрушительным, но всегда это сила,
обнажающая душу, истинную натуру человека.
Вот тут то и обнаруживается настоящий
характер Рудина. Хотя речи Рудина полны
энтузиазма, годы отвлеченной философской
работы иссушили в нем живые источники
сердца и души. Перевес головы над сердцем
ощутим уже в сцене первого любовного
признания.
Первое
возникшее на его пути препятствие - отказ
Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за
небогатого человека - приводит Рудина в
полное замешательство. В ответ на вопрос:«Как
вы думаете, что нам надобно теперь делать?» -
Наталья слышит : «Разумеется, покориться». И
много тогда горьких слов бросает Наталья
Рудину: она упрекает его в малодушии,
трусости, в том, что его высокие слова
далеки от дела. И Рудин чувствует себя
жалким и ничтожным перед нею. Он не
выдерживает испытания любовью, обнаруживая
свою человеческую неполноценность.
В
романе главному герою противопоставлен
Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудин
красноречив - Лежнев обычно немногословен.
Рудин не может разобраться в самом себе -
Лежнев превосходно понимает людей и без
лишних слов помогает близким, благодаря
душевному такту и чуткости. Рудин ничего не
делает - Лежнев всегда чем-то занят.
Но
Лежнев не только антагонист Рудина, он
истолкователь героя. Оценки Лежнева не
одинаковы в разные моменты, даже
противоречивы, но в целом они внушают
читателю понимание сложного характера
героя и его места в жизни.
Самую
высокую оценку Рудину дает, таким образом,
его антагонист, человек практического
склада. Может быть, он-то и есть истинный
герой романа? Лежнев награжден и умом, и
пониманием людей, но деятельность его
ограничена существующим порядком вещей.
Автор постоянно подчеркивает его
будничность. Он деловит, но для Тургенева
невозможно свести весь смысл жизни к
деловитости, не одухотворенной высшей
идеей.
В
Рудине отражается трагическая судьба
человека тургеневского поколения. Уход в
отвлеченное мышление не мог не повлечь за
собой отрицательных последствий :
умозрительность, слабое знакомство с
практической стороной. Такие люди, как
Рудин, носители высоких идеалов, хранители
культуры, служат прогрессу общества, но
явно лишены практического потенциала. Ярый
противник крепостного права, Рудин
оказывался абсолютно беспомощным в
осуществлении своего идеала.
В
русской жизни ему суждено остаться
странником. Его судьбе вторит другой образ
странника-скитальца, образ бессмертного
Дон Кихота.
Финал
романа героичен и трагичен одновременно.
Рудин гибнет на баррикадах Парижа.
Вспоминаются слова из рудинского письма к
Наталье : «Я кончу тем, что пожертвую собой
за какой-нибудь вздор, в который даже верить
не буду...».