Век “ нынешний ” и век “
минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от
ума ”
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший
Свежо
предание , а верится с трудом .
А . С . Грибоедов
“ Горе от ума ” одно из самых
злободневных произведений русской
драматургии . Проблемы , поставленные в
комедии продолжали волновать русскую
общественную мысль и литературу много лет
спустя после появления ее на свет .
“ Горе от ума ” - плод патриотических
раздумий Грибоедова о судьбе России , о
путях обновления , переустройства ее жизни .
С этой точки зрения и освещены в комедии
важнейшие политические , моральные и
культурные проблемы эпохи .
Содержание комедии раскрывается как
столкновение и смена двух эпох русской
жизни - века “ нынешнего ” и века “
минувшего ” . Границей между ними , на мой
взгляд , является война 1812 года - пожар
Москвы , разгром Наполеона , возвращение
армии из заграничных походов . После
Отечественной войны в русском обществе
сложились два общественных лагеря . Это
лагерь феодальной реакции в лице Фамусова ,
Скалозуба и других , и лагеря передовой
дворянской молодежи в лице Чацкого . В
комедии ясно показано , что столкновение
веков было выражением борьбы этих двух
лагерей.
В восторженных рассказах Фвмусова и
обличительных речах Чацкого автор создает
образ 18го , “ минувшего ” века . Век “
минувший ” и является идеалом фамусовского
общества , ведь Фамусов - убежденный
крепостник . Он готов из - за любого пустяка
сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит
просвещение , пресмыкается перед
начальством , выслуживаясь как может для
получения нового чина . Он преклоняется
перед дядей , который “ на золоте едал ” ,
служил при дворе самой Екатерины , ходил “
весь в орденах ” . Разумеется , что свои
многочисленные чины и награды он получил не
верной службой отечеству , а выслуживаясь
перед императрицей . И этой гнусности он
старательно учит молодежь :
Вот то-то , все вы гордецы !
Спросили бы , как делали отцы ?
Учились
бы , на старших глядя .
Фамусов хвастается как собственным
полупросвещением , так и всего сословия , к
которому он принадлежит ; хвастая тем , что
московские девицы “ верхние выводят нотки
” ; что дверь у него отперта для всех , как
званых , так и незваных , “ особенно из
иностранных ” .
В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала
барству , гимн раболепной и корыстной
Москве :
Вот например , у нас уж исстари ведется ,
Что
по отцу и сыну честь :
Будь плохонький , да если наберется
Душ тысячки две родовых - тот и жених !
Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от
него жди только неприятностей . Фамусов
обращается к календарю . Это для него
священнодействие . Принявшись за
перечисление грядущих дел , он приходит в
благодушное настроение . В самом деле ,
предстоит обед с форелями , погребение
богатого и почтенного Кузьмы Петровича ,
крестины у докторши . Вот она , жизнь
русского дворянства : сон , еда , развлечения
, опять еда и снова сон .
Рядом с Фамусовым в комедии стоит
Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в
генералы ” Полковник Скалозуб типичный
представитель аракчеевской армейской
среды . На первый взгляд , его образ
карикатурен . Но это не так : исторически он
вполне правдив . Как и Фамусов , полковник
руководствуется в своей жизни философией и
идеалами века “ минувшего ” , но в более
грубой форме . Цель своей жизни он видит не в
службе отечеству , а в достижении чинов и
наград , которые для военного , по его мнению
, более доступны :
Довольно счастлив я в товарищах моих ,
Вакансии как раз открыты :
То старых выключат иных ,
Другие , смотришь , перебиты .
Чацкий характеризует Скалозуба так :
Хрипун , удавленник , фагот ,
Созвездие
маневров и мазурки .
Свою карьеру Скалозуб начал делать с
того момента , когда герои 1812 года стали
заменяться тупыми и рабски преданными
самодержавию солдафонами во главе с
Аракчеевым .
На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в
описании барской Москвы принадлежит первое
место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и
корыстолюбцы . Все свое время они проводят в
светских развлечениях , пошлых интригах и
глупых сплетнях . Это особое общество имеет
свою идеологию , свой быт , взгляды на жизнь .
Они уверены , что нет другого идеала , кроме
богатства , власти и всеобщего уважения . “
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством
” , - говорит Фамусов о барской Москве .
Грибоедов разоблачает реакционность
крепостнического общества
и этим показывает , куда ведет Россию
господство фамусовых .
Свои разоблачения , он вкладывает в
монологи Чацкого , который обладает острым
умом , быстро определяет суть предмета . Для
друзей и для врагов , Чацкий был не просто
умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к
передовому кругу людей . Думы , волновавшие
его , тревожили умы всей прогрессивной
молодежи того времени . В Петербург Чацкий
попадает тогда , когда том зарождается
движение “ либералистов ” . В этой
обстановке , по - моему складываются взгляды
и стремления Чацкого . Он хорошо знает
литературу . До Фамусова дошли слухи , что
Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое
увлечение литературой было характерно для
свободомыслящей дворянской молодежи .
Вместе с тем Чацкого увлекает и
общественная деятельность : мы узнаем про
его связь с министрами . Полагаю , он успел
побывать даже в деревне , ведь Фамусов
утверждает , что он там “ наблажил ” . Можно
предположить , что эта блажь означала
хорошее отношение к крестьянам , возможно ,
кое - какие хозяйственные реформы . Эти
высокие стремления Чацкого являются
выражением его патриотических чувств ,
вражды к барским нравам и крепостному праву
в целом . Думаю , не
ошибусь , предположив , что Грибоедов
впервые в русской литературе раскрыл
национально - исторические истоки русского
освободительного движения 20х годов 19 века ,
обстоятельства формирования декабризма .
Именно декабристское понимание чести и
долга , общественной роли человека
противопоставлены рабской морали
фамусовых . “ Служить бы рад ,
прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий
подобно Грибоедову .
Так же , как и Грибоедов , Чацкий
является гуманистом , защищает свободы и
независимость личности . Крепостническую
основу он резко разоблачает в гневной речи
“ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает
ненавистный ему крепостной строй . Он
высоко оценивает русский народ , говорит о
его уме , свободолюбии , и это , на мой взгляд
, тоже перекликается с идеологией
декабристов .
Мне кажется , что в комедии есть идея
самостоятельности русского народа .
Низкопоклонство перед всем иностранным ,
французское воспитание , обычное для
дворянской среды , вызывают резкий протест
Чацкого :
Я одаль воссылал желанья
Смиренные
, однако вслух ,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого , рабского , слепого подражанья ;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с
душой ;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой ,
От жалкой тошноты по стороне чужой .
Очевидно , что Чацкий в комедии не
одинок . Он выступает от имени всего
поколения . Возникает закономерный вопрос :
кого же имел в виду герой под словом “ мы ” ?
Вероятно , молодое поколение , идущее другим
путем . То , что Чацкий не одинок в своих
взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще
, чем когда , безумных развелось людей , и дел
, и мнений ! ” - восклицает он . У Чацкого
преобладает оптимистическое представление
о характере современной ему жизни . Он верит
в наступление новой эры . Чацкий с
удовлетворением говорит Фамусову :
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший :
Свежо предание , а верится с трудом .
Еще совсем недавно “ прямой был век
покорности и страха ” . Нынче пробуждается
чувство личного достоинства . Не все хотят
прислуживаться , не каждый ищет
покровителей . Возникает общественное
мнение . Чацкому кажется , что наступило
время , когда можно изменить и исправить
сложившиеся крепостнические порядки путем
развития передового общественного мнения ,
появления новых гуманных идей . Борьба
против фамусовых в комедии не завершилась ,
потому что и в реальной действительности
она только началась . Декабристы и Чацкий
были представителями первого этапа
русского освободительного движения . Очень
верно заметил Гончаров : “ Чацкий неизбежен
при смене одного века другим . . Чацкие живут
и не переводятся в русском обществе , где
длится борьба свежего с отжившим , больного
со здоровым . ”