Белинский
был истинным гением литературной критики,
проницательней-шим судьей и ценителем
талантов. Он всегда мог увидеть и точно
указать то особенное, что
отличает одного писателя от другого.
Особенно велики заслуги Белинского в
осмыслении и разъяснении
творчества Пушкина. С Пушкиным
Белинский лично не успел познакомиться,
хотя такое знакомство намечалось.
Благоговея перед памятью Пушкина Белинский
высказывал иногда справедливые, а порой и
не справедливые критические суждения о нем.
На опыте творчества Пушкина Белинский
вырабатывал критерии художественности.
Изучая творчество великого поэта,
Белинский постигал закономерности
русского литературного процесса. Критик
подходил к оценке творчества Пушкина
конкретно, исторически. В трактовке романа
«Евгений Онегин» Белинский поднялся на
невиданную до него ступень
социологического анализа. Указывая на
народность поэзии Пушкина, Белинский
подчеркивал, что в истории России
относительно прогрессивное значение имело
та часть просвещенного дворянства, которой
принадлежали и сам поэт, и герой его романа
в стихах - Онегин и Татьяна. Поэт сумел
подняться над предрассудками своего класса
и критически, с энциклопедической полнотой
отобразил один из моментов его жизни и
жизненного общества. В «Пушкинских»
статьях Белинский поставил много общих
вопросов эстетики. Он рассуждает о поэзии
Пушкина, подчеркивая ее земной,
гуманистически глубоко нравственный
характер. Пластичность, осязаемость
Пушкинских образов, в точность и
выразительность его языка рассматривается
в общей системе реалистического творчества
поэта. Он подчеркивал, что Пушкин - поэт
изящной формы, что Пушкин - вечно живое
явление русской поэзии, что никогда
приговор поколений над ним не будет
окончательным. А это возможно только потому,
что Пушкин поставил в своем творчестве
кардинальные вопросы русской жизни.
"Онегин"
есть самое задушевное произведение Пушкина,
самое любимое дитя его фантазии, и можно
указать слишком на немногие творения, в
которых личность поэта отразилась бы с
такою полнотою, светло и ясно, как
отразилась в «Онегине» личность Пушкина.
Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его;
здесь его чувства, понятия, идеалы».* Эта поэма имеет
огромное историческое и общественное
значение. «Онегин» со стороны формы есть
произведение, в высшей степени
художественное, а со стороны содержания
самые его недостатки составляют его
величайшие достоинства. Прежде всего, в «Онегине»
мы видим поэтически воспроизведенную
картину русского общества, взятого в одном
из интереснейших моментов его развития. С
этой точки зрения «Евгений Онегин» поэма
историческая в полном смысле слова, хотя в
числе его героев нет ни одного
исторического лица. «Первая истинно
национально-русская поэма в стихах была и
есть - «Евгений Онегин»* - утверждает критик. Глубокое знание
обиходной философии сделало «Онегина»
видением оригинальным и чисто русским.
Содержание «Онегина» так хорошо известно
всем и каждому, что нет ни какой надобности
излагать подробно. В «Онегине» Пушкин
решился представить сам
внутреннюю жизнь этого сословия, и в
месте с ним и
общество в том виде, в каком оно находилось
в избранную им эпоху, т.е. в двадцатых годах
текущего столетия. И здесь нельзя не
подивиться быстроте, с которою движется
вперед русское общество: мы смотрим на «Онегина»,
как на роман времени. «Велик подвиг Пушкина,
что он первый в своем романе поэтически
воспроизвел русское общество такого
времени и в лице Онегина и Ленского показал
его главную, то есть мужскую сторону; но
едва ли не выше подвига нашего поэта в том,
что он первый поэтически воспроизвел, в
лице Татьяны, русскую женщину»,*- говорил В. Г. Белинский. В своей поэме
Пушкин умел коснуться так многого, что
принадлежит исключительно к миру русской
природы, к миру русского общества. «Онегина»
можно назвать энциклопедией русской жизни
и в высшей степени народным произведением.
Поэт
очень хорошо сделал, выбрав себе героя из
высшего круга общества. Онегин - отнюдь не
вельможа, Онегин - светский человек.
Белинский писал, что Пушкин героем своего
романа взял светского человека. Онегину
было дико в обществе Лариных; но
образованность еще более, нежели
светскость, была причиною этого. Онегин с
первых же строк романа был принят за
безнравственного человека. Онегин радуется
болезни своего дяди и ужасается
необходимости корчить из себя опечаленного
родственника, - Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя? Его дядя был ему
чужд во всех отношениях. Онегин был
законченным наследником его имения. Что в
словах Онегина проглядывает какая-то
насмешливая легкость, - это виден только ум
и естественность. Большая часть публики, по
словам критика, совершенно отрицала в
Онегине душу и сердце, видела в нем человека
холодного, сухого и эгоиста по натуре, но
светская жизнь не убила в Онегине чувства, а
только охладила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям. Но Онегин не был ни
холоден, ни сух, ни черств, что в душе его
жила поэзия и что вообще он был не из числа
обыкновенных, дюжинных людей. Дело только в
том, что Онегин не любил расплываться в
мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и
не всякому открывался. Онегин презирал
людей. «Дело говорит само за себя: гордая
холодность и сухость, надменное бездушие
Онегина как человека произошли от грубой
неспособности многих читателей понять так
верно созданный поэтом характер. Онегин - не
Мельмот, не Чаильд - Гарольд, не демон, не
пародия, не модная причуда, не гений, не
великий человек, а просто - «Добрый малой,
как вы да я, как
целый свет»,*- пишет Белинский. Поэт справедливо
называет «обветшалою модою». Везде
находить или везде искать все гениев да
необыкновенных людей. Онегин не годится в
гении, не лезет в великие люди, но
бездеятельность и пошлость жизни душат его;
он даже не знает, что ему надо, чего ему
хочется; но он знает, и очень хорошо знает,
что ему не надо, что ему не хочется того, чем
так довольна, так счастлива самолюбивая
посредственность. И за то-то эта
самолюбивая посредственность не только
провозгласила его «безнравственным», но и
отняли у него страсть сердца, тепло души,
доступность всему доброму и прекрасному.
Вспомните, как воспитан Онегин, и
согласитесь, что натура его была слишком
хороша, если ее не убило совсем такое
воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен
светом, подобно многим; но скоро наскучил им
и оставил его, как это делают слишком
немногие. В душе его тлелась искра надежды -
воскреснуть и освежиться в тиши уединения,
на фоне природы, он скоро увидел, что
перемена мест не изменяет сущности
некоторых неотразимых и не от нашей воли
зависящих обстоятельств. Онегин, по мнению
критика, - страдающий эгоист. Его можно
назвать эгоистом по неволе. Большинство
публики крайне
удивлено тому, как Онегин, получив письмо
Татьяны, мог не влюбиться в нее, - и еще более,
как тот же самый Онегин, который так холодно
отвергал чистую, наивную любовь
прекрасной девушки, потом страстно
влюбился в великолепную светскую даму?
Онегин был так умен, тонок и опытен, хорошо
понимал людей и их сердца. Он был живо
тронут письмом Татьяны. Разлученный с
Татьяною смертью Ленского, Онегин лишился
всего, что хотя сколько-нибудь связывало
его с людьми.
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
«Чем
естественнее, страдание Онегина, чем дольше
оно от всякой эффективности, тем оно менее
могло быть понято и оценено большинством
публики»,* - считал Белинский. В двадцать шесть
лет так много пережить, не вкусив жизни, так
изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до
такого безусловного отрицания, не перейдя
ни через какие убеждения: это
смерть!
Но Онегину не суждено было умереть, не
отведав из чаши жизни: страсть сильная и
глубокая не замедлила возбудить дремавшие
в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на
бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать
ее: так переменилась она! Онегин мог не без
основания предполагать и то, что Татьяна
внутренне осталась сомой собою и свет
научил ее только искусству владеть собою и
серьезнее смотреть на жизнь. Притом же в
глазах Онегина любовь без борьбы не имела
никакой прелести, а Татьяна не обещала ему
легкой победы. И он бросился в эту борьбу
без надежды на победу, без расчета, со всем
безумством искренней страсти, которой так и
дымит в каждом слове его письма:
Нет,
поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть
и гаснуть... вот блаженство!
Онегин
- характер действительный в том смысле, что
в нем нет ничего мечтательного,
фантастического, что он мог быть счастлив,
чем несчастлив только в действительности и
через действительность. «Что стало с
Онегиным потом? - Не знаем, да и на что нам
знать это. Когда мы знаем, что силы этой
богатой натуры остались без приложения,
жизнь без смысла, а роман без конца»,* - завершает критик.
Натура
Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.
Татьяне, по мнению Белинского, нет этих
болезненных противоречий, которыми
страдают слишком сложные натуры; Татьяна
создана как будто вся из одного цельного
куска, без всяких приделок и примесей. Вся
жизнь ее проникнута тою целостностью, тем
единством, которое в мире
искусства составляет высочайшее
достоинство художественного произведения.
Страстно влюбленная, простая деревенская
девушка, потом светская дама - Татьяна во
всех положениях своей жизни всегда одна и
та же; портрет ее в детстве так мастерски
написанный поэтом, впоследствии является
только развившимся, но не изменившимся.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И
часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Пальцы
Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она
не любила кукол, и ей чужды были детские
шалости; ей был скучен и шум и звонкий смех
детских игр; ей больше нравились страшные
рассказы в зимний вечер. И поэтому она скоро
пристрастилась к романам, и романы
поглотили всю жизнь ее. «Татьяна - существо
исключительное, натура глубокая, любящая,
страстная»,* - пишет критик. Любовь для нее могла
быть или величайшим блаженством, или
величайшим бедствием жизни, без всякой
примирительной середины. Татьяна спокойна,
но, тем не менее, страстно и глубоко любила
бы своего мужа, вполне пожертвовала бы
собою детям, вся
отдалась бы своими материнскими
обязанностями не по рассудку, а опять по
страсти, и в этой жертве в строгом
выполнении своих обязанностей нашла бы
свое величайшее наслаждение, свое
верховное блаженство. Татьяна не избегала
горестной участи подпасть под
разряд идеальных дев, о которых мы
говорили. Правда, мы сказали, что она
представляет собою колоссальное
исключение в мире подобных явлений, - и
теперь не отпирается от своих слов. Татьяна
возбуждает не смех, а живое сочувствие, но
это не потому, что она вовсе не походила на «идеальных
дев», а потому, что ее глубокая, страстная
натура заслонила в ней собою все, что есть
смешного и пошлого в идеальности этого рода,
и Татьяна осталась естественною, простою в
самой искусственности и уродливости формы,
которую сообщила ей окружающая ее
действительность. Весь внутренний мир
Татьяны заключался в жажде любви; ничто
другое не говорило ее душе; ум ее спал. Дикое
растение, вполне представленное самому
себе, Татьяна создала себе свою собственную
жизнь, в пустоте которой тем
мятежнее горел пожиравший ее
внутренний огонь, что ее ум ничем не был
занят. Татьяна, по словам Белинского, не
могла полюбить Ленского и еще менее могла
полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин;
она так хорошо их знала, и они так мало
представляли пищи ее экзальтированному,
аскетическому воображению. Разговор
Татьяны с нянею - чудо художественного
совершенства! Это целая драма, проникнутая
глубокою истиною. В ней удивительно верно
изображена русская барышня в разговоре
томящей ее страсти. Сдавленное внутри
чувство всегда
порывается наружу, особенно в первый период
еще новой, еще неопытной страсти. Татьяна
вдруг решается писать к Онегину: порыв
наивный и благородный; но его источник не в
сознании, а в бессознательности: бедная
девушка не знала, что делала. После, когда
стала знатною барынею, для нее совершенно
исчезла возможность таких наивно -
великодушных движений сердца... Письмо
Татьяны, свело с ума всех русских читателей,
когда появилась третья глава «Онегина».
Начало письма превосходно: оно проникнуто
простым искренним чувством; в нем Татьяна
является сама собою. Все в письме Татьяны
истинно, но не все просто. Сочетания
простоты с истиною составляет высшую
красоту и чувства, и дела, и выражения...
Нельзя не желать о поэте, который видит себя
принужденным, таким образом оправдывать
свою героиню перед обществом - и в чем же? - в
том, что составляет сущность женщины, ее
лучшее право на существование - что у нее
есть сердце, а не пустая яма, прикрытая
корсетом!.. И всего грустнее в этом то, что
перед женщинами в особенности старается он
оправдать свою Татьяну... «И так, в Татьяне,
наконец, совершился акт сознания; ум ее
проснулся. Она поняла, наконец, что есть для
человека интересы, есть страдания и скорби,
кроме интереса страданий и скорби любви.
Посещение дома Онегина и чтение его книг
приготовили Татьяну к перерождению из
деревенской девочки в светскую даму,
которая так удивило и поразило Онегина.
Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца;
любить - значит, для нее жить, а жертвовать -
значит любить. Для этой роли создала
природа Татьяну; но общество пересоздала ее...»* - пишет Белинский. Татьяна это- портрет
во весь рост. Татьяна это - тип русской
женщины.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
* Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.