ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.)

"Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин,

выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был

крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся

поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение

"дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших

в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни,

создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских

крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о

неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов

прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк",

"На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету

крестьянства. В рассказе "На край света" /1894 г./ автор рисует эпизоды

переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский

край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с

родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х

годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.

В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с

новыми приемами и принципами композиции, близкими к

импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального,

ритмического рисунка/. Так в рассказе "Антоновские яблоки" /1900 г./

показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего

патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и

сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым

"дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины,

овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния

человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот

бывший николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/, которого прогнали

плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда",

"Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и

разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы

оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы":

величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /"Туман",

"Тишина"/. По этому поводу /"О листопаде"/. Горький писал: "Люблю я

отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не

приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по

преимуществу живу..."

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему

вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ "Деревня"/.

Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы

"расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености

русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с

крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с

неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но

он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные,

тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом

векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог

мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога

благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не

писали".

"Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX

века.

В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской

действительности: и вырождение дворянства /"Суходол", "Последнее

свидание"/, и уродливость мещанского быта /"Хорошая жизнь", "Чаша

жизни"/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /"Игнат", "При

дороге"/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /"Веселый двор",

"Будни", "Жертва" и другие/ писатель продолжает тему "Деревни".

В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция

поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих

"дворянских гнезд".

Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести

"Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за

судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах

"Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" /написан

после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного

англичанина и молодого "туземца" - рикши, влюбленного в девушку-

туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой

кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и

смерть.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени

герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за

прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на

"Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее

предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги.

Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он

умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют

на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /"новый

человек со старым сердцем", по выражению Бунина/ принадлежит к

лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей

приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие

гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования

автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры.

Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за

деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни

богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и

любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-

волынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых.

Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в

рассказе "Братья".

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви

- единой и непреходящий ценности /"Грамматика любви"/. Но иногда и

любовь несет обреченность и гибель /"Сын", "Сны Ганга", "Легкое

дыхание"/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.

В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно

привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счартье, но она

бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой,

заброшенной /"Холодная осень", "Париж", "На чужбине"/.

Роман "Жизнь Арсеньева" /1924-28 гг./ написан на автобиографическом

материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь

порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистской Германией волновала

художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали,

великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к

острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа.

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-

х гг. любимой темой стихов была природа /"Листопад"/. Вот образ

осени, "тихой вдовой" вступающей в лесные хоромы:

Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный, Веселой

пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи

"Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные

картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены

образы простых людей /"Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"/.

Бунин был превосходным переводчиком /"Каин" и "Манфред" Байрона,

"Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате" Лонгфелло;

переводы из Шевченко - "Завещание". Для нас важна высокая

поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского

языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство

форм его- произведений.45

 


Хостинг от uCoz