ИВАН
АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.)
"Русским
классиком рубежа двух столетий" назвал
Бунина К. Федин,
выступая в 1954
г. на Втором Всесоюзном съезде писателей,
Бунин был
крупнейшим
мастером русской реалистической прозы и
выдающимся
поэтом начала
XX века.
Писатель-реалист
видел и неминуемое разрушение, и запустение
"дворянских
гнезд", наступление буржуазных отношений,
проникавших
в деревню,
правдиво показал темноту и косность старой
деревни,
создал много
своеобразных, запоминающихся характеров
русских
крестьян.
Проникновенно художник пишет и о чудесном
даре любви, о
неразрывной
связи человека с природой, о тончайших
движениях души.
Литературная
деятельность Бунина начинается в конце 80-х
годов
прошлого
столетия, молодой писатель в таких
рассказах, как "Кастрюк",
"На чужой
стороне", "На хуторе" и других,
рисует безысходную нищету
крестьянства.
В рассказе "На край света" /1894 г./ автор
рисует эпизоды
переселения
безземельных украинских крестьян в далекий
Уссурийский
край,
трагические переживания переселенцев в
момент разлуки с
родными
местами, слезы детей и думы стариков.
Произведения 90-х
годов
отличаются демократизмом, знанием народной
жизни.
Происходит
знакомство с Чеховым, Горьким.
В-эти годы
Бунин пытается сочетать реалистические
традиции с
новыми
приемами и принципами композиции, близкими
к
импрессионизму
/размытая фабула, создание музыкального,
ритмического
рисунка/. Так в рассказе "Антоновские
яблоки" /1900 г./
показаны
внешне не связанные эпизоды жизни
угасающего
патриархально-дворянского
быта, окрашенного лирической грустью и
сожалением.
Однако в рассказе не только тоска по
запустелым
"дворянским
гнездам". На страницах возникают
красивые картины,
овеянные
чувством любви к родине, утверждающее
счастье слияния
человека с
природой.
И все-таки
социальные проблемы не исчезают в его
произведениях. Вот
бывший
николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/,
которого прогнали
плетьми "сквозь
строй", потерявший семью. В рассказах "Руда",
"Эпитафия",
"Новая дорога" встают картины голода,
нищеты и
разорения
деревни. Эта социальная обличительная тема
как бы
оттесняется
на второй план, на первый план выходят "вечные
темы":
величие жизни
и смерти, неувядающая красота природы /"Туман",
"Тишина"/.
По этому поводу /"О листопаде"/. Горький
писал: "Люблю я
отдыхать
душою на том красивом, в котором вложено
вечное, хотя и не
приятного мне
возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня,
чем я по
преимуществу
живу..."
В 1909 г. Бунин
писал Горькому из Италии: "Вернулся к
тому, к чему
вы советовали
вернуться, - к повести о деревне /рассказ "Деревня"/.
Деревенская
жизнь дана через восприятия братьев Тихона
и Кузьмы
"расовых.
Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о
лености
русского
народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно
расправляется с
крестьянским
волнением.
У автора
заметно сочетание безотрадной картины
жизни деревни с
неверием в
творческие силы народа, нет просвета в
будущее народа. Но
он правдиво
показывает в "Деревне" косность,
грубость, отрицательные,
тяжелые
стороны деревенского быта, которые были
результатом
векового
угнетения. В этом сила повести. Это заметил
Горький: "Дорог
мне этот
скромно скрытый, заглушенный стон о родной
земле. Дорога
благородная
скорбь, мучителен страх за нее, и все это
ново. Так еще не
писали".
"Деревня"
- одно из лучших произведений русской прозы
начала XX
века.
В 1911-13 гг. он
все шире охватывает различные стороны
русской
действительности:
и вырождение дворянства /"Суходол", "Последнее
свидание"/,
и уродливость мещанского быта /"Хорошая
жизнь", "Чаша
жизни"/, и
тему любви, которая часто бывает пагубной
/"Игнат", "При
дороге"/. В
обширном цикле рассказов о крестьянстве
/"Веселый двор",
"Будни",
"Жертва" и другие/ писатель продолжает
тему "Деревни".
В повести "Суходол"
решительно пересматривается традиция
поэтизации
усадебной жизни, преклонение перед
красотой угасающих
"дворянских
гнезд".
Идея кровного
единения поместного дворянства и народа в
повести
"Суходол"
сочетается с мыслью автора об
ответственности господ за
судьбы
крестьян, об их страшной вине перед ними.
Протест
против фальшивой буржуазной морали заметен
в рассказах
"Братья",
"Господин из Сан-Франциско". В рассказе
"Братья" /написан
после поездки
на Цейлон/ даны образы жестокого,
пресыщенного
англичанина и
молодого "туземца" - рикши, влюбленного
в девушку-
туземку. Конец
плачевен: девушка попадаете дом терпимости,
герой
кончает жизнь
самоубийством. Колонизаторы приносят
разрушение и
смерть.
В рассказе "Господин
из Сан-Франциско" писатель не дает имени
герою.
Американский миллионер, всю жизнь
истративший в погоне за
прибылью, на
склоне лет вместе с женой и дочерью едет в
Европу на
"Атлантиде",
роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и
заранее
предвкушает
те наслаждения, которые могут быть куплены
за деньги.
Но все
ничтожно перед смертью. В гостинице на
Капри внезапно он
умирает. Его
труп в старом ящике из-под содовой обратно
отправляют
на пароход.
Бунин показал, что господин из Сан-Франциско
/"новый
человек со
старым сердцем", по выражению Бунина/
принадлежит к
лику тех,
которые ценой нищеты и гибели многих тысяч
людей
приобрели
миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и
курят дорогие
гаванские
сигары. Своеобразным символом фальши их
существования
автор показал
влюбленную пару, на которую любовались
пассажиры.
Только один
капитан корабля знает, что это "нанятые
влюбленные", за
деньги
играющие в любовь для сытой публики. И здесь
контраст жизни
богатых и
людей из народа. Образы тружеников овеяны
теплотой и
любовью /коридорный
Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-
волынщики/,
они противостоят аморальному и лживому
миру сытых.
Но он осуждает
этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и
в
рассказе "Братья".
Ужасам войны
Бунин противопоставляет красоту и вечную
силу любви
- единой и
непреходящий ценности /"Грамматика любви"/.
Но иногда и
любовь несет
обреченность и гибель /"Сын", "Сны
Ганга", "Легкое
дыхание"/.
После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.
В Париже пишет
цикл рассказов "Темные аллеи".
Особенно
привлекательны
женские образы. Любовь - высочайшее счартье,
но она
бывает
недолговечна и непрочна, любовь бывает
одинокой,
заброшенной
/"Холодная осень", "Париж", "На
чужбине"/.
Роман "Жизнь
Арсеньева" /1924-28 гг./ написан на
автобиографическом
материале /тема
родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь
порой
поэтизируется прошлое монархической
России.
Героическая
война России с фашистской Германией
волновала
художника, он
любил свою родину.
Бунин близок
Чехову, писал русские новеллы. Он мастер
детали,
великолепный
пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не
стремился к
острозанимательным
сюжетам, его отличает лиризм рассказа.
Признанный
мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом.
В 80-90-
х гг. любимой
темой стихов была природа /"Листопад"/.
Вот образ
осени, "тихой
вдовой" вступающей в лесные хоромы:
Лес, moчнo терем
расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный,
Веселой
пестрою
толпой Стоит нaд светлою поляной.
Появлялись и
декадентские мотивы, но ненадолго.
Гражданские стихи
"Джордано
Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и
другие. Даны реалистичные
картины
деревенского и усадебного быта, с
сочувствием очерчены
образы
простых людей /"Пахарь", "Сенокос",
"На Плющихе", "Песня"/.
Бунин был
превосходным переводчиком /"Каин" и
"Манфред" Байрона,
"Крымские
сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате"
Лонгфелло;
переводы из
Шевченко - "Завещание". Для нас важна
высокая
поэтическая
культура Бунина, его владение сокровищами
русского
языка, высокий
лиризм его художественных образов,
совершенство
форм его-
произведений.45