ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ

ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" 
Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь 
Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по 
настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе 
Гоголь обосновался в Риме, 
где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он 
рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как 
осуществление писательского долга 
перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского 
цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в 
негодование от содержания 
произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя 
дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се 
возможное, чтобы, минуя 
цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду 
представители правящих сословий, но считал своим долгом перед 
Россией и народом "показать" 
хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя 
устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не 
покажешь всю глубину 
его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина 
во время всей его работы над поэмой. 
Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах" 
дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов 
прошлого века. Губернский 
город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, 
помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых 
душ", крепостная деревня, 
столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы. 
Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир 
"мертвых душ" - жадных 
стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в 
зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-
бюрократического строя сего дикими 
полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим 
произволом. 
Миру "мўртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной 
России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только 
он переходит от 
помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов 
к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о 
будущем России - резко 
меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные 
раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое 
одушевление. В поэме "Мертвые 
души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера 
в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей 
и Чичиковых. 
Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию 
и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых 
писатель срывает маски с 
представителей паразитического дворянского класса. Трагическая 
судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах 
крепостных людей. Ими 
Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство 
человеку. В этом 
свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не 
умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, 
забитых до крайней 
степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на 
Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение 
к чтению книг, но его 
больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что 
вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз 
черт знает что значит". 
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую 
душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его 
удали, смелости, о любви к 
свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют 
вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых 
крестьянах в седьмой главе поэмы. 
Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное 
право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, 
крепостное право не 
увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в 
прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - 
это символ могущества его 
Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии. 
"Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси". 
Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую 
действительность". Что же несут эти 
дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у 
нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, 
Пушкин, Лермонтов, 
Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их 
гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не 
побоялись показать "темные стороны" 
русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в 
его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и 
самобытностью питали все 
творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело 
может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие 
перемены, заново 
переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка 
современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было 
писателя, который был 
бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко 
поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, 
его бесконечная 
тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, 
ощущение величия России.


Хостинг от uCoz