Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".
Художественные особенности поэмы
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся
Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма
"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения
было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое
название снижало истинное значение этого произведения, переводило в
область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным
соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение
жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще
работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.
Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно
сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта
эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.
"Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту
является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает
лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором
проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает
Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути,
Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром
название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием
первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая
называется "Ад".
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент
воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано
"высокое лирическое движение", которым в поэме по временам
заменяется комическое повествование.
Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические
отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как
литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских
общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным
картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность
сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи
Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее
персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ,
нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит
книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость
притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с
Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является
своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это
символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной
жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество
Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии
"Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой
крепостничества.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она
сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия
идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает правительство.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ
народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь
чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро
несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так
ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы
остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он
изображает социальную болезнь общества, но также следует
остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В
изображении галереи помещиков умело сочетает общее и
индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не
развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как
результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы,
Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для
характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный
прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать
"гением детализации", так точно порой детали отражают характер и
внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и
дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он
обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся
беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли
серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и
не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей
подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни
то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху
на человечестве", который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то
немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин -
крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те
мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у
одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость
жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы
вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем".
Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и
будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины.
Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о
настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй
и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и
"Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй
том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан.
Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь
терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься?
Дай ответ! Не дает ответа".