ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА",
"СНЕГУРОЧКА"
Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый
- заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но
и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка
невостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река,
в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь -
вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила
свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же,
потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной
воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя
покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще
более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле
оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,
сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,
несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда
нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не
хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается
нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,
которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.
Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых
она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но
свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она
нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с
миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал
внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а
Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого
поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,
потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни
практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных
персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у
Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова
- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с
характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для
сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость
окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути
характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет
главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом
смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир
"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда написана
пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало его.
Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том,
что традиционные для них патриархальные отношения отживают,
мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить
свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,
утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так
противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у
нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и
образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой
жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,
Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир,
воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.
Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям
влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы
характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и
культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в
отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях
натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло
и все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять
глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть
игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей
бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте
пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом
Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,
пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним
блеском.
Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формы
удалена от социальной реальности российского общества времен и
Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое
объясняет в представлениях Островского о природе женских
характеров, чувств, о смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обе
испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и
Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом
похожа на Катерину, роднит их "горячее сердце" (так называется другая
пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).
Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить они
свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но
избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже
весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком
Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы
Весны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно, что
"передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, что
Снегурочка разлучила ее с женихом - Мизгирем, Снегурочка
произносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужая
вам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому
избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь
- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это
получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от
матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка
получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,
который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье
счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под
палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в
стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.
Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,
способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину
полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.