ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО

ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", 
"СНЕГУРОЧКА" 
Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый 
- заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но 
и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка 
невостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река, 
в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. 
Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - 
вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила 
свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, 
потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной 
воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя 
покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще 
более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле 
оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, 
сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, 
несомненно, воплощенная доброта и прощение. 
Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда 
нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не 
хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается 
нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, 
которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. 
Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых 
она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но 
свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она 
нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с 
миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал 
внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а 
Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого 
поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, 
потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь. 
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни 
практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных 
персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у 
Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова 
- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с 
характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для 
сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость 
окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути 
характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет 
главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на 
решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом 
смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир 
"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда написана 
пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало его. 
Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том, 
что традиционные для них патриархальные отношения отживают, 
мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить 
свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, 
утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так 
противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у 
нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины. 
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и 
образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой 
жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, 
Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, 
воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. 
Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям 
влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы 
характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и 
культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в 
отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях 
натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло 
и все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять 
глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть 
игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей 
бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте 
пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом 
Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, 
пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним 
блеском. 
Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формы 
удалена от социальной реальности российского общества времен и 
Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое 
объясняет в представлениях Островского о природе женских 
характеров, чувств, о смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обе 
испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и 
Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом 
похожа на Катерину, роднит их "горячее сердце" (так называется другая 
пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки). 
Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить они 
свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но 
избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже 
весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком 
Лелем Купава находит утешение и счастье в браке. 
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы 
Весны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно, что 
"передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, что 
Снегурочка разлучила ее с женихом - Мизгирем, Снегурочка 
произносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужая 
вам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому 
избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь 
- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это 
получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от 
матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка 
получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, 
который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье 
счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под 
палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в 
стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает. 
Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, 
способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину 
полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.


Хостинг от uCoz