Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя
репертуара для русского национального театра по праву считают
"певцом купеческого быта".
И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый
театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном
мире своих
многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких
и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с
легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало
главной темой творчества
Островского.
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая
замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль
"темного царства"
("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она
признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого
признания жизнь ее становится
настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского
"Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее
"лучом света в темном
царстве".
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень
любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.
Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит:
"Я жила, ни об чем не
тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то
и делаю". Катерина
отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих
чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь в хорошей
семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это
чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет
обманывать. "Обманывать-
то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре,
которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же
Варвара называет нашу героиню
какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная,
волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.
Рассказывая о себе Варваре и
подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась
горячая!".
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому
речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная -
проникнута высокой
поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в
родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей
семьи: покорность старшим,
религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не
училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и
воспринимала все их религиозные
предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину
воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она
пытается и не может уйти.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой,
суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит
участливого отношения к себе.
Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям,
Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого
дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет
человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины
невыносимой. В ее
душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства",
которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс
развивается... Катерина
кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту,
нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей
статье, давая оценку образу
Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком
случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша
народная жизнь в своем
развитии!"
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный
случай в семье купцов Клыковых. И
долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,
гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с
Клыковыми.