Смысл названия драмы "Гроза"
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза"
современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе,
ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране
рабства, крепостного права.
В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев жизни,
представителей "темного царства" с их жертвами.
На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого
люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо
заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но
только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки
подразумевает автор под грозой?
В этом названии скрыт глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло
в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "...Недели две никакой грозы
надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от
чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении
подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый
самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание
посылается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха
распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо
Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что полюбила
Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара.
"Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен
бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет,
какая ты есть, со всеми твоими грехами..." Один лишь механик-
самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище
величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который
легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего
шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом,
Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая
теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно
напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали.
Эх, народ. Я вот не боюсь".
Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим
событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум,
здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина - хотя и
бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с
мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; бросается
в Волгу. Во всем этом заключено главное значение реалистического
символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины
к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Но, хотя в
отличие от грозы любовь приносит радость, у Катерины это не так,
хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако Катерина не
боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису:
"...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"
Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в
детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по
Волге.
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение
существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме
Островского: "..."Гроза" есть, без сомнения, самое решительное
произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и
ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы,
указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.