Смысл названия драмы

Смысл названия драмы "Гроза" 

После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" 
современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, 
ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране 
рабства, крепостного права. 
В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев жизни, 
представителей "темного царства" с их жертвами. 
На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого 
люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо 
заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но 
только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки 
подразумевает автор под грозой? 
В этом названии скрыт глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло 
в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "...Недели две никакой грозы 
надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от 
чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении 
подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый 
самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание 
посылается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха 
распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо 
Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что полюбила 
Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. 
"Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен 
бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, 
какая ты есть, со всеми твоими грехами..." Один лишь механик-
самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище 
величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который 
легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего 
шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, 
Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая 
теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно 
напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. 
Эх, народ. Я вот не боюсь". 
Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим 
событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, 
здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина - хотя и 
бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с 
мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; бросается 
в Волгу. Во всем этом заключено главное значение реалистического 
символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины 
к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Но, хотя в 
отличие от грозы любовь приносит радость, у Катерины это не так, 
хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако Катерина не 
боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: 
"...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" 
Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в 
детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по 
Волге. 
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение 
существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме 
Островского: "..."Гроза" есть, без сомнения, самое решительное 
произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и 
ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, 
указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец 
самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.


Хостинг от uCoz