ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ

ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" 
Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить 
чего-то. (Лермонтов "Монолог") 
Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской 
литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо 
знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы 
XIX века, так как она оказала 
большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай 
1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать 
их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского 
режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали 
бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества 
и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он 
раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике 
Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное 
признание того, что люди их поколения - это тощие плоды, до времени 
созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин - 
типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от 
Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает 
жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю", 
поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос 
автора. 
Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что 
они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и 
тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую 
страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях 
самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", 
дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного 
применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и 
своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро 
переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит 
мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного 
весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в 
ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где 
стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в 
уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов 
при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к 
сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал: 
Печально я гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль 
темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии 
состарится оно. 
Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в 
бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех 
юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом 
уже не пытались бороться против установившегося порядка, они 
выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться. 
Печорин - это плод воображения самого автора, а как любой автор, 
волей .или неволею через своего героя выражает свои сокровенные 
мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся. 
Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал 
свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных 
воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было 
что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, 
задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его 
больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не 
согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся 
губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и 
рта - особенность его внешнего облика. 
Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал 
причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов 
скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула 
судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не 
забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, 
эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии 
революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам 
прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам 
кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы 
погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова 
"Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая 
любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька 
остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о 
Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его 
"демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым 
был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его 
натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как 
заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было 
большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем 
причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула 
полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел 
через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и 
лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо 
"свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и 
горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего 
времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему 
убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую 
испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить 
Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя. 
Лермонтову это было крайне неприятно. В предисловии к роману 
Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства 
между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе 
Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип, 
вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. 
Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен. 
Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей 
повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из 
"Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую 
Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) - 
прообраз мужа Веры. 
Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и 
писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу 
эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине. Если 
в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за 
довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все 
мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством 
внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую 
жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы 
Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли 
плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой 
своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.


Хостинг от uCoz