Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил
проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это
тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между
творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений
выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это
стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором
остановился А.С.Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный
судия мне дал всевиденье пророка..."
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от
социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и
трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин
показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов
показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь
лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и
неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья".
"Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками
"самолюбивой" пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в
самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными
свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто
человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в
лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной
оскорбительные возгласы:
"Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у
Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет
надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких
произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист,
читатель и писатель" и др.
Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением,
которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, - за него
поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении,
посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой"
стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина.
Именно они - гонители таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения
и славы палачи" стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема
взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества
раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной
художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение
можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает
нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой
игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь
кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые
подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди
торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в
заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!"
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка,
который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных
тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать
Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов
современности.