ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было
самое любимое его произведение. Белинский назвал его
"энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана
картина всех слоев русского общества: и высшего света, и
мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа
Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать
горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его
словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе
двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто
же главный герой .романа "Евгений Онегин"? Многие считают, что
главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман
повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а
два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько
и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу
сказал об Евгении, что это "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об
Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас...
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать
людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.
Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его
недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет
о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании
Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время
представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного
поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были
французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у
них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец
Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами..." Обобщая, Пушкин
пишет: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но
воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть". Поэт поневоле
отмечает и свое отличие от Онегина. 06 Онегине он пишет, что "не мог
он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Пушкин, в отличие от
Онегина, занимается . поэзией серьезно, называя ее "высокой
страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой,
спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться
природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была
прелестный уголок." По-разному воспринимают Пушкин и Онегин,
например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край
о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по
ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а
потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и
зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело
Онегину.
Для Онегина любовь - это "наука страсти кожной", у Пушкина
отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и
любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов,
роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ,
это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая
роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому
обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по
рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике
за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С
насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.
Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На
жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не
разделяя с пей Ни общих мнений, ни страстей...
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин
разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви,
ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылаю из
Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем
ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что
не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не
надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то
Онегину все равно, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та
же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого
барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором
она говорит, что это "ветошь маскарада". Автор не просто сочувствует
Татьяне, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он
вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических
отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины,
которая "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею
живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным".
Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может
им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами
биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров,
события литературной борьбы, отражение настроений общественных
групп и литературных группировок. Многие лирические отступления
поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого
века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он
пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись".
Размышляя о смысле человеческого существования, о значении
молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но
грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли
ей всечасно, Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в
юности, кому остался верен сердцем.
Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного
лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская
действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим
гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей
страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и
изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях
Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о
нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в
деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат". Онегина же
Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е.го
уважение к своему герою.