Политические идеалы молодого Пушкина

Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х 
гг.)

Политическое мировоззрение А.С.. Пушкина сложилось уже в 
юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов 
большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели 
стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, 
служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос 
гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир 
и людей, понимание того, что любой человек, независимо от 
социального происхождения, должен быть свободным. И главный 
порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная 
власть монарха, самодержавие. 
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою 
погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, 
- восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием 
"Вольность". В этом произведении можно видеть идеи просветителей 
XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не 
будет произвола властьимущих, "барства дикого", "покорствующих 
бичам" рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль 
произведения: 
Владыки! Вам венец и трон Дает Закон, - а не природа; Стоите выше 
вы народа, Но вечный выше вас Закон. 
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, 
развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, 
и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. 
Россия-великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о 
каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для 
того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до 
гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в 
стихотворении "Деревня": 
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее 
влачится по браздам, Неумолимого Владельца. 
Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной 
лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший 
выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет 
значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А 
рабством погублен. 
Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что 
страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой 
монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его 
защитником, хранителем трона и империи: 
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной 
стражей трона Народов вольность и покой. 
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых 
были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. 
Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после 
Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были 
найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного 
поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались 
современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, 
хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву 
П.Я.: Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья. Россия 
вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его 
взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он 
пишет стихотворение "Орион", которое является аллегорическим 
рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что 
принципы его не изменились: 
Я гимны прежние пою, И ризу влажную мою Сушу на солнце под 
скалою. 
Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение 
"Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - 
древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая 1: К 
нему и птица не летит, И тигр нейдет -лишь вихрь черный На древо 
смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. 
Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос,. каким же 
должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать 
свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой 
идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России 
мечтал поэт.


Хостинг от uCoz