Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х
гг.)
Политическое мировоззрение А.С.. Пушкина сложилось уже в
юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов
большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели
стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести,
служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос
гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир
и людей, понимание того, что любой человек, независимо от
социального происхождения, должен быть свободным. И главный
порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная
власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою
погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу,
- восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием
"Вольность". В этом произведении можно видеть идеи просветителей
XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не
будет произвола властьимущих, "барства дикого", "покорствующих
бичам" рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль
произведения:
Владыки! Вам венец и трон Дает Закон, - а не природа; Стоите выше
вы народа, Но вечный выше вас Закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить,
развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным,
и никто не имеет права посягать на его духовную независимость.
Россия-великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о
каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для
того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до
гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в
стихотворении "Деревня":
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее
влачится по браздам, Неумолимого Владельца.
Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной
лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший
выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет
значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А
рабством погублен.
Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что
страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой
монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его
защитником, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной
стражей трона Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых
были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею.
Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после
Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были
найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного
поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались
современниками как призыв к действию, как лозунг. Например,
хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву
П.Я.: Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья. Россия
вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его
взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он
пишет стихотворение "Орион", которое является аллегорическим
рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что
принципы его не изменились:
Я гимны прежние пою, И ризу влажную мою Сушу на солнце под
скалою.
Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение
"Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара -
древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая 1: К
нему и птица не летит, И тигр нейдет -лишь вихрь черный На древо
смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос,. каким же
должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать
свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой
идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России
мечтал поэт.