ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX
ВЕКА
(По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина
"Евгений Онегин")
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина
"Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию
произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется
женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена,
писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романе
девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". Мне
кажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в "Горе от ума") и
Татьяне Лариной (главная героиня "Евгения Онегина") подходит
именно это определение.
Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и
женской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные.
Софья - сложный для понимания человек. Противоречивость ее
характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это "...смесь
хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого
намека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономии
прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна же была
женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю
Татьяну милую мою!
В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу
вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.
Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе
залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь
милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно
поэтической русской природой - простой, лишенной экзотики. Отсюда
возникает характерное противопоставление русской природы,
деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,
светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и
учтивой вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну для
любви, общество пересоздало ее". На мой взгляд, это не так. Попав в
светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней,
преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:
Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно
здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным
поселянам, В уединенный уголок...
Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья,
воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.
В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.
Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается
в том, что она выбирает не чи.н, не знатность, не перспективного
Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные,
моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав
Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и
с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и даже с
ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она
и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная
женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как
социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым
характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не
получили, да и не могли получить развития в, обществе, где "Фамусовы
и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложное
воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не
понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его
логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,
который любит ее "по должности". Поступая наперекор моральным
устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.
Например, стараясь использовать общество как оружие против
Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта
неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для
понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность
ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:
мечтательность и практичность, сентиментальность и властность,
наивность и холодная расчетливость, способность на истинное
страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.
Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение
сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви
каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего
возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И
предается, безусловно, Любви, как милое дитя...
Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая
любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она
рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:
Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова
вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не
сводит
Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим
любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность
Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама
обманулась. Именно ее откровенность, искренность и
непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило
в ней истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах,
поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических
красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель...
Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез
Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.
Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения
деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского
кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает
прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль
еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов
модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она поняла
наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби,
кроме интереса страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны
исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у
Софьи.
Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе
опытом изображения душевной жизни женщины, который позже
затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя
прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что
женские образы в литературе первой половины XIX века имеют
поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по
совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и
всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется
верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских
писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день,
из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое,
бескорыстное добро.