ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX  ВЕКА

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX 
ВЕКА 
(По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина 
"Евгений Онегин") 
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина 
"Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию 
произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется 
женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, 
писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романе 
девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". Мне 
кажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в "Горе от ума") и 
Татьяне Лариной (главная героиня "Евгения Онегина") подходит 
именно это определение. 
Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и 
женской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные. 
Софья - сложный для понимания человек. Противоречивость ее 
характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это "...смесь 
хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого 
намека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономии 
прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна же была 
женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю 
Татьяну милую мою! 
В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу 
вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность. 
Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе 
залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь 
милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно 
поэтической русской природой - простой, лишенной экзотики. Отсюда 
возникает характерное противопоставление русской природы, 
деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, 
светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и 
учтивой вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну для 
любви, общество пересоздало ее". На мой взгляд, это не так. Попав в 
светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, 
преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: 
Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно 
здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным 
поселянам, В уединенный уголок... 
Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья, 
воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности. 
В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь. 
Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается 
в том, что она выбирает не чи.н, не знатность, не перспективного 
Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные, 
моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав 
Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и 
с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и даже с 
ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она 
и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная 
женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как 
социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым 
характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не 
получили, да и не могли получить развития в, обществе, где "Фамусовы 
и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложное 
воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее 
представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не 
понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его 
логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, 
который любит ее "по должности". Поступая наперекор моральным 
устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои. 
Например, стараясь использовать общество как оружие против 
Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта 
неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для 
понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность 
ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое: 
мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, 
наивность и холодная расчетливость, способность на истинное 
страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким. 
Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение 
сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви 
каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего 
возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И 
предается, безусловно, Любви, как милое дитя... 
Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая 
любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она 
рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным: 
Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова 
вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не 
сводит 
Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим 
любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность 
Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама 
обманулась. Именно ее откровенность, искренность и 
непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило 
в ней истинный народный характер. 
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, 
поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических 
красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель... 
Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез 
Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон. 
Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения 
деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского 
кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает 
прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль 
еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов 
модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он? 
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она поняла 
наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, 
кроме интереса страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны 
исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у 
Софьи. 
Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе 
опытом изображения душевной жизни женщины, который позже 
затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя 
прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что 
женские образы в литературе первой половины XIX века имеют 
поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по 
совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и 
всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется 
верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских 
писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, 
из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое, 
бескорыстное добро.


Хостинг от uCoz