Проблема гуманизма в пьесе Горького

Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".

 

 

 

        Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере-

ломный момент для России.  Горький вводит в русскую литературу  нового

героя - люмпена,  босяка.  Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей

дна не нова для русской литературы:  Гоголь,  Достоевский, Гиляровский

обращались к этой теме.

 

        Сам Горький  отмечал,  что  пьеса  явилась  итогом  его  почти

20-летних наблюдений над миром "бывших людей".

 

        Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло-

щение  социального  зла.  Автор описывает этот приют убогих и "сирых":

"Подвал,  похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп-

ченные,  с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,

- из квадратного окна с правой стороны".

 

        Под сводами костылевского  подземелья  оказались  люди  самого

различного  характера  и социального положения.  Каждый из них наделен

своими,  индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж-

дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,

Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно

рвущаяся к настоящей,  большой любви.  Все эти люди, конечно, достойны

лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

 

        Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че-

ловеческие черты,  достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей

решительностью вскрывает в пьесе бессилие  босяков,  их  непригодность

для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но

сделать что-нибудь,  изменить свое плачевное положение не может в силу

трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации

о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый,

неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука.  Вместе с ним появляется но-

вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

 

        Сам Горький указывал,  в чем состояла главная проблема  пьесы:

"Основной вопрос,  который я хотел поставить,  это - что лучше, истина

или сострадание?  Что нужнее?  Нужно ли доводить сострадание до  того,

чтобы пользоваться ложью,  как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена

в заголовок сочинения.  За этой фразой автора стоит глубокая философс-

кая мысль.  Точнее вопрос:  что лучше - истина или сострадание, правда

или ложь во спасение.  Пожалуй,  этот вопрос так же сложен, как и сама

жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы-

таемся найти ответ на поставленный вопрос.

 

        Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя.  Анну он успо-

каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня-

ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири.  Несчастному  пьянице

Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко-

голиков.  Так он повсюду сеет слова утешения и надежды.  Жаль, только,

что все его обещания основаны на лжи.  Нет вольной жизни в Сибири, нет

спасения Актеру от его тяжелого недуга.  Умрет несчастная Анна,  так и

не повидавшая настоящей жизни,  мучимая мыслью, "как бы больше другого

не съесть".  Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными.  Он

рассказывает притчу о человеке,  который верил в существование правед-

ной земли.  Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с

горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа-

сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает

правда.

 

        Эту философию  оправдания  спасительной лжи Горький отвергает.

Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес-

то того,  чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет

угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне-

нию автора пьесы,  выражение слабости, исторического бессилия. Так ду-

мает автор. А как думаем мы?

 

        Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи-

лософию Луки.  Последуем же вслед за автором и его замыслом.  В начале

пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю-

зией.  Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет

обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.

Но  вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра-

матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс-

тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз-

ни опровергает утешительную ложь Луки.  В свете происходящего на сцене

благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький

прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в

третьем  акте,  убирает одного из главных героев пьесы:  Лука тихонько

исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

 

        Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин.  "Ложь

- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит

он.  Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав-

ное достоинство Сатина в том,  что он умен и дальше всех видит неправ-

ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.

 

        Фактического ответа на вопрос автора:  "Что лучше:  истина или

сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо-

дима.  Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду.  Он

утешает их,  успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита-

телям "дна".  Все же остальные клянут жизнь...  и грешат, грешат, гре-

шат. А человек живет надеждой!..

 

        Дело в том,  что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех

рамок,  которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,

как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит-

рый,  себе на уме,  ловко пользующийся расположением к себе людей.  Но

артист Москвин,  игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно

и убедительно,  что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки

оказался более гуманным и вечным,  чем пламенные монологи шулера Сати-

на.

 

 


Хостинг от uCoz