Проблема
гуманизма в пьесе Горького "На дне".
Пьеса
А.М.Горького "На дне" была написана в 1902
году, в пере-
ломный момент
для России. Горький
вводит в русскую литературу нового
героя -
люмпена, босяка. Но рассказывает о нем
по-новому. Тема людей
дна не нова
для русской литературы:
Гоголь, Достоевский,
Гиляровский
обращались к
этой теме.
Сам
Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его
почти
20-летних
наблюдений над миром "бывших людей".
Мрачный
быт костылевской ночлежки изображен
Горьким как вопло-
щение социального зла.
Автор описывает этот приют убогих и "сирых":
"Подвал, похожий на пещеру.
Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп-
ченные, с обвалившейся
штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,
- из
квадратного окна с правой стороны".
Под
сводами костылевского подземелья оказались люди
самого
различного характера и социального
положения. Каждый
из них наделен
своими, индивидуальными
чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж-
дой на
возвращение к честному труду, Пепел,
жаждущий правильной жизни,
Актер,
поглощенный воспоминаниями о своей былой
славе, Настя, страстно
рвущаяся к
настоящей, большой
любви. Все эти люди,
конечно, достойны
лучшей участи.
Тем трагичнее их положение сейчас.
Рисуя
обитателей костылевской ночлежки и
подчеркивая в них че-
ловеческие
черты, достойные
сострадания, Горький вместе с тем со всей
решительностью
вскрывает в пьесе бессилие
босяков, их непригодность
для дела
переустройства России. Каждый из ночлежки
живет надеждами, но
сделать что-нибудь, изменить свое
плачевное положение не может в силу
трагического
стечения обстоятельств. И остаются одни
только декларации
о том, что "человек...
звучит гордо". Но вот появляется в пьесе
новый,
неведомо
откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним
появляется но-
вый мотив в
пьесе: возможность утешения или
разоблачения.
Сам
Горький указывал, в
чем состояла главная проблема пьесы:
"Основной
вопрос, который я
хотел поставить, это
- что лучше, истина
или
сострадание? Что
нужнее? Нужно ли
доводить сострадание до
того,
чтобы
пользоваться ложью, как
Лука?" Эта фраза Горького была вынесена
в заголовок
сочинения. За этой
фразой автора стоит глубокая философс-
кая мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или
сострадание, правда
или ложь во
спасение. Пожалуй, этот вопрос так же
сложен, как и сама
жизнь. Над
разрешением его бились многие поколения.
Тем не менее попы-
таемся найти
ответ на поставленный вопрос.
Странник
Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успо-
каивает
разговором о блаженной тишине после смерти.
Пепла он соблазня-
ет картинами
вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице
Актеру он
сообщает об устройстве специальных
лечебниц, где лечат алко-
голиков. Так он повсюду сеет
слова утешения и надежды.
Жаль, только,
что все его
обещания основаны на лжи.
Нет вольной жизни в Сибири, нет
спасения
Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и
не повидавшая
настоящей жизни, мучимая
мыслью, "как бы больше другого
не съесть". Намерения Луки помочь
другим людям кажутся понятными. Он
рассказывает
притчу о человеке, который
верил в существование правед-
ной земли. Когда некий ученый
доказал, что такой земли нет, человек с
горя
повесился. Этим Лука хочет лишний раз
подтвердить, насколько спа-
сительная для
людей иногда ложь и как не нужна и опасна
для них бывает
правда.
Эту
философию оправдания спасительной лжи
Горький отвергает.
Ложь старца
Луки, подчеркивает Горький, играет
реакционную роль. Вмес-
то того, чтобы звать на борьбу
против неправедной жизни, он примиряет
угнетенных и
обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта
ложь, по мне-
нию автора
пьесы, выражение
слабости, исторического бессилия. Так ду-
мает автор. А
как думаем мы?
Сама
композиция пьесы, ее внутреннее движение,
разоблачает фи-
лософию Луки. Последуем же вслед за
автором и его замыслом.
В начале
пьесы мы видим,
как каждый из героев одержим своей мечтой,
своей иллю-
зией. Появление Луки с его
философией утешения и примирения укрепляет
обитателей
ночлежки в правоте их неясных и призрачных
увлечений и дум.
Но вместо мира и тишины в
костылевской ночлежке назревают острые дра-
матические
события, которые достигают своей
кульминации в сцене убийс-
тва старика
Костылева. Сама действительность, сама
суровая правда жиз-
ни
опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего
на сцене
благостные
разглагольствования Луки кажутся автору
фальшивыми. Горький
прибегает к
необычному композиционному приему: он
задолго до финала, в
третьем акте,
убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько
исчезает и в
последнем, четвертом акте уже не появляется.
Философию
Луки отвергает противопоставленный ему
Сатин. "Ложь
- религия
рабов и хозяев. Правда - бог свободного
человека!" - говорит
он. Из этого вовсе не
следует, что Сатин - положительный герой.
Глав-
ное
достоинство Сатина в том,
что он умен и дальше всех видит неправ-
ду. Но к
настоящему делу Сатин не пригоден.
Фактического
ответа на вопрос автора:
"Что лучше: истина
или
сострадание?"
- в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во
спасение необхо-
дима. Лука старается дать
погибающим людям хоть какую-то надежду. Он
утешает их, успокаивает. Несет
хоть и небольшое, но облегчение обита-
телям "дна". Все же остальные
клянут жизнь... и
грешат, грешат, гре-
шат. А человек
живет надеждой!..
Дело
в том, что гуманистическая идея пьесы
оказалась выше тех
рамок, которые обозначил сам
автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,
как должны
играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука
- человек хит-
рый, себе на уме, ловко пользующийся
расположением к себе людей. Но
артист
Москвин, игравший
Луку, сыграл его так искренне,
проникновенно
и убедительно, что вышел за рамки,
намеченные Горьким. Да, образ Луки
оказался
более гуманным и вечным,
чем пламенные монологи шулера Сати-
на.