НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ
ПИСАТЕЛЕЙ


... Но в каждой жизни есть такая
встреча,
а в этой встрече есть такое
"вдруг",
когда рассудок, потерявший
тропку,
и мрак души сливаются в одно,
и правда жизни, упираясь в
пробку,
в закрытом сердце выбивает дно.
Вадим Антонов.


Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную
мысль: с давних пор существуют два способа обновления и изме-
нения жизни. Один- реформа и революция, второй- путь
нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каж-
дого человека.
Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен:
литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших
писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле
жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою от-
ветственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках об-
щества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя.
В.Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь
до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проб-
лем". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится
ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыноч-
ной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить
доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей
могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр сво-
его творчества нравственные проблемы личности, можно назвать
Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондаре-
ва, В.Распутина, В.Белова и других.
Валентина Распутина я читал раньше. "Прощание с Матерой",
"Живи и помни", "Уроки французского". Писатель всегда мне нра-
вился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из
главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу
людей на крутом переломе, представить своих героев в траги-
ческое, исключительное для них время. В "Живи и помни" это си-
туация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в
"Прощании с Матерой"- время, когда жители готовятся пересе-
литься из родной деревни, которую решено затопить.
В небольшой повести "Пожар" мы вновь видим особую ситуа-
цию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские
склады. И в его пламени высвечиваются душа и высокая
нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова и пози-
ции других жителей леспромхоза поселка Сосновка. Поселок этот
писатель называет "неуютным и неопрятным, не городского и не
деревенского, а бивуачного типа", который как бы "держит себя
в постоянной готовности" к переселению. Вырубили варварски
лес, "а потом собирайся и кочуй". Известно, "лес вырубать- не
хлеб сеять".
В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о
корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и
вырос, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному
вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные
деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок
Сосновку. Исконные жители этого края называли себя старожила-
ми. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами
пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами.
Старожилы называют их "архаровцами". В результате "люди... ра-
зошлись всяк сам по себе... отвернулись и отбились от общего и
слаженного существования, которое крепилось не вчера придуман-
ными привычками и законами". Приезжих писатель насмешливо на-
зывает "легкими людьми", не отягощенными ни хозяйством, ни чем
другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать вре-
мя. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не
стыдящуюся силу.
Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связы-
вали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами
был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были
крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря
внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед од-
носельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к
старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превра-
щаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.
Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы.
Первые- те, кто забыв об опасности, кидается спасти гибнущее
добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о кото-
рых прежде никто не догадывался (может, и сам человек): со-
весть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников
именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь
случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жесто-
кость и преступление: "архаровцы" убивают сторожа дядю Мишу
Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет
и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, "по-
терявший имя, безвестный горемыка".
Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его мо-
рали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей.
В романе Астафьева "Печальный детектиыв" есть эпизод, вызываю-
щий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь по-
лучает известие о том, что его мать умерла. Он считался люби-
мым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он
только что вернулся из отпуска, где "укреплял здоровье". Боясь
испортить эффект радоновых ванн, как бы "не подшалили нервы",
и не желая знаться с "темной" родней, он посылает на похороны
полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что
родственники вернули деньги и приписали: "Подавимся, паскуда и
срамец, своими деньгами".
А в повести Владимира Маканина "Где сходилось небо с хол-
мами" рассказывается о судьбе композитора, который вышел из
поселка, где любили петь и ценили пенье. Герой мучается мыслью
о том, что теперь его земляки мало поют, равнодушны к народной
музыке, что он своим отсутствием на родине тоже виноват в
этом. Его попытки вернуть долг наталкиваются на разорванную
связь поколений.
Хочется сказать еще об одной нравственной проблеме, под-
нятой Распутиным. Егоров живет по совести, у него "ищущая и
страдающая душа". Есть и единомышленники, которых он называет
"надежными людьми". Особенно близок ему бывший односельчанин
Афоня Бронников, который так понимает человеческое назначение:
"Наше дело - жить правильно, пример жизнью подавать, а не за-
гонять палкой в свою отару". То есть главное- жить правильно
самому, а силой никого не исправлять. Что же, и это, пожалуй,
верно. Всем бы так думать!
Но Ивану Петровичу это кажется недостаточным. Он не толь-
ко болеет душой, что кругом столько непорядка и недостатков.
Его особенно волнует, что гибнут человеческие души. Мучает его
и вопрос, почему то, что раньше "было не положено, стало поло-
жено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за по-
зор... почитается за ловкость и доблесть?" И он готов бо-
роться. Но как, если нет поддержки большинства людей, если,
кроме того, с самим собой разлад? "Они не правы, и он, говоря-
щий, что они не правы, держащийся правды, как закона,- и он не
прав. В чем дело?"- размышляет герой. Ответа он пока не нахо-
дит, писатель тоже не дает готового. Надо думать всем.
Пожар, мародерство, убийство переворачивают душу Егорова.
Он решает уйти из поселка. Но читатель все же чувствует, что
добро не побеждено. Ведь Егоров и Бронников верят: "Будем
жить!"
Хорошо бы, если каждый, кто прочитал эту повесть, понял
бы, на чем держится честная жизнь. Четыре силы помогают чело-
веку: "дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и
будни, и земля, на которой стоит твой дом".
Так же, как Иван Петрович, размышляет о причинах жесто-
кости, безнравственности, эгоизма и неприятия хорошего, добро-
го Леонид Сошнин из романа Виктора Астафьева "Печальный детек-
тив". Я почти не знал этого писателя и, признаюсь, очень рад,
что открыл его для себя. Роман я прочитал с открытой душой.
Мне нравится, как писатель умело вводит в текст разговорную
речь, те житейские мелочи, которые делают изображение очень
ярким. Его произведение воскрешает в памяти подобные случаи, о
которых я слышал или читал. Возможно, роман мне понравился еще
и потому, что у меня самого отец работает в милиции, как и
главный герой- оперуполномоченный уголовного розыска. Но, ду-
мается, книга будет близка всем читателям.
Леонид Сошнин всю жизнь борется со злом, которое воплоща-
ется в конкретных людях. Их можно поймать и обезвредить. Но,
кажется, Сошнин чувствует себя, как Геракл, сражавшийся с гид-
рой: на месте каждой отрубленной головы у нее вырастали две
новых. Перед мысленным взором Сошнина проходят те страшные
случаи, которым он был свидетелем по долгу службы. Вот "интел-
лигентные" родители заперли малыша в комнату, надеясь, что он
умрет. Когда соседка заглянула в комнату, ребенка доедали чер-
ви. А то вспомнился ему убийца, который "заколол мимоходом
трех человек" и спокойно ел мороженое у кинотеатра. А народ
еще жалел его, а милицию ругал, когда его схватили...
Может быть, писатель сгустил краски, втиснул в память ми-
лиционера, слишком много таких случаев. Но он хотел, чтобы и
читатель вместе с его героем стремился понять "правду о приро-
де человеческого зла", увидеть "места, где зреет, набирает во-
ни и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой челове-
ческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий
зверь". И в самом деле, мы ломаем голову вместе с Сошниным над
болезненными вывертами психологии определенной категории лю-
дей, готовых пожалеть убийцу, насильника, отдать ему последний
кусок и совершенно равнодушных к инвалиду-соседу, хорошим лю-
дям. Такое всепрощение и долготерпение "охраняет" убийц, дает
волю хулиганам. Для Сошнина это нестерпимо тягостно.
В борьбе с преступниками герой романа становится инвали-
дом. Лишенный возможности бороться со злом как страж порядка,
он продолжает размышлять над природой зла и причинами, порож-
дающими преступность. За ответом обращается даже к Достоевско-
му, наконец, сам становится писателем. Ему трудно: ведь даже
жена не понимает его поиска. Но нам ясно, что в самоотвержен-
ный преданности долгу таких людей, как Леонид Сошнин,- залог
победы добра над злом.
Вновь возвращаемся мы к этой вечной проблеме в романе
Василия Белова "Все впереди". Герой его Дмитрий Медведев был
осужден за халатное отношение к своим обязанностям и попадает
в тюрьму. В тюремном заключении он услышал "философию" одного
валютчика: "Природа наделила людей разными полномочиями... Од-
ни всегда будут убирать свое и чужое дерьмо, причем вручную.
Другие- моделировать их поведение." Мы уже знаем одного такого
"философа", Родиона Раскольникова, который излагал подобную
теорию! И мы, как и Медведев, чувствуем "сердечное чувство" и
сострадание к тем, кто вынужден прозябать на черной и плохооп-
лачиваемой работе.
Но если бы это исходило только от преступников. "Злые
языки страшнее пистолета",- сказал поэт. В романе Юрия Бонда-
рева "Игра" эта мысль наша зримое подтверждение. Кинорежиссер
Вячеслав Андреевич Крымов духовно сближается с молодой киноак-
трисой, обладавшей редкой красотой и целомудренностью, Ириной
Скворцовой. Когда девушка погибает (так и не установлено- са-
моубийство это или несчастный случай), вокруг Крымова возника-
ют сплетни. Шепчутся о том, что он был в любовной связи с Ири-
ной и довел ее до самоубийства. В результате жена его испыты-
вает потрясение, ей кажется, что она потеряла любовь мужа. А
сам Вячеслав Андреевич чувствует свою вину перед близкими,
Ириной, жизнью. Этот случай заставляет его переосмыслить цен-
ности, проникнуть в "тайну жизни и тайну смерти, которая объ-
ясняет наши поступки".
Наверное, роман Бондарева больше понятен людям его поко-
ления. Есть в нем что-то, что помешало книге по-настоящему
затронуть мою душу. Однако в нем есть глубокая мысль, к кото-
рой пришел Крымов и которой мне хочется закончить сочинение.
Она подходит ко всем упомянутым здесь героям: "Страх перед
смертью исчезает, когда будет найден и осознан смысл жизни".
Напряженно ищут писатели ответы на самые жгучие вопросы
нашей жизни: что есть добро и правда? почему так много зла и
жестокости? в чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам
их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее...


Хостинг от uCoz