ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ  Суха

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ

Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
Иоганн Гете.


Рассказывают, что В.Г.Белинский сказал молодому писателю
Достоевскому: "Цените ваш дар и будете великим художником".
Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом гре-
ло " государственного преступника" Достоевского. И, вероятно,
именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душев-
ных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории.
В переживаниях Раскольника чувствуется что-то личное, ав-
торское, хотя в главном писатель и его герои противоположны. В
темном углу, когда нечего было есть, зародилась у Раскольнико-
ва его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его
думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы
завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь
матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы прове-
рить себя, свою идею, понять, "человек" он или "тварь дрожа-
щая". Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низ-
ки, их не переделать, "и труда не стоит тратить". Но можно
встать над людским "муравейником" и управлять им. Есть два ро-
да людей: подвластные и немногие избранные, властители.
Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на
самом деле могут добиваться власти любым путем, им "разреша-
ется" переступить через закон и кровь. И вот Раскольников ре-
шает стать властителем над людьми. Он считает, что можно силой
навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья.
Решают такие, как он, избранники. Одновременно он чувствует и
противоречивость своей теории: ведь все эти "наполеоны и маго-
меты" служили прежде всего своим личным интересам, а общими
лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся "теоретик" не дохо-
дит до сознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая
для этого преступный путь. Как пишет К.И.Тюнькин в статье
"Бунт Родиона Раскольникова", где найти критерий добра, если
освободиться от моральных критериев? Остается только решать с
точки зрения своего блага.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем
насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертво-
вать этими целями ради своей власти. Сегодня много спорят о
нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на дикта-
туру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир. Но не может
группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те
не дали такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей
стране много партий и групп, которые пытаются силой ( в том
числе и вооруженной) навязать остальным свою волю. Не пора ли
таким прислушаться к советам великого писателя?
Итак, Раскольников убил. Прошел испытание и, казалось бы,
может идти дальше к власти. Но он не выдерживает. Почему? Не
только потому, что нервы сдали. И не потому, как считает сам
"герой", оказался "вошью". Мы видим, что Родион Романович -
личность незаурядная. Прав, конечно, проницательный Порфирий
Петрович, что действительность и натура любой расчет могут
подсечь. Но и это не все.
Хотя ум у Раскольникова не может противостоять железной
логике его теории, но душа восстает. По теории он должен жить
для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мар-
меладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не по-
нимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания -
стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно
распалось, а люди "перегрызлись". Столько вокруг неопределен-
ности, а если каждый начнет пробовать, какой он, обыкновенный
или нет человек... Ведь так люди друг друга начнут резать. Да
и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще
страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя
своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талант-
ливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это. Нет, не
надо таких "наполеонов", "магометов" и "сталиных"!
Забыл Раскольников о том, что тот, кто преступил закон
человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тя-
жесть, оставаться в одиночестве. Так и происходит с ним. Даже
мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он
лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои
поступки "высокими" теориями. Впрочем, ведь и он не выдержива-
ет до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убежден
в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше
крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к
людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
"Возлюби ближнего, как самого себя".
Трудно читается роман, не сразу "разгрызешь" этот "оре-
шек". Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь
правоту слов М.Горького о том, что гениальность Достоевского
неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть
может, только Шекспиру.
Всех волнует тема исторического развития нашего общества
в период правления Сталина, мера ошибок, преступлений и дости-
жений, мера исторической ответственности. Ярко эти проблемы (
а также проблема палачей и жертв) раскрываются в романах А.Ры-
бакова "Дети Арбата", "Тридцать пятый и другие годы", А.Солже-
ницына "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", в романе-эпопее
В.Гроссмана "Жизнь и судьба", романе "Буранный полустанок" ("И
дольше века длится день") Ч.Айтматова и ряде других. Картины
жизни доколхозной и колхозной деревни, раскулачивания подняты
в романе Б.Можаева "Мужики и бабы", в произведениях В.Белова
"Кануны" и в некоторых других. Интересно рисует жизнь страны в
30-е годы А.Калинин в "Запретной зоне".
Разнообразна и молодежная тематика в литературе. Еще не-
давно не очень охотно рассматривали молодежь как особую соци-
альную группу со своими потребностями, ошибками и удачами. Мо-
лодежь многолика, поэтому и различны молодые герои на страни-
цах книг. Нынешние писатели пытаются докопаться до истоков тех
или иных проблем, полнее раскрыть характеры, чем это делали
писатели 30-50-х годов. Всех беспокоит проблема преступности
среди молодежи. Это одна из тем романа "Плаха" Ч.Айтматова.
Интересно произведение Л.Габышева "Одлян, или воздух свободы"
о детской колонии. Писатель сам провел несколько лет в неволе
и знает это место непонаслышке. О поисках молодежи после войны
рассказывает книга В.Смирнова "Заулки".
Ныне нередко поднимают проблему преследования ученых-ге-
нетиков. Этому посвящены недавно вышедшие "Белые одежды" В.Ду-
динцева и "Зубр" Д.Гранина. Герои этих книг представляют собой
образец истинных героев сталинской эпохи так же, как и персо-
нажи романа В.Дудинцева, вышедшего в 50-е годы- "Не хлебом
единым".


Хостинг от uCoz