New Page 1

"Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".

 

        Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году  для  труппы

Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое вре-

мя не мог подобрать точного названия к пьесе.  Первоначально она назы-

валась "Ночлежка",  затем "Без солнца",  и, наконец, "На дне". В самом

названии уже заложен огромный смысл.  Люди, которые попали на дно, уже

никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорб-

ленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, ко-

торым тоже "уже некуда больше идти".  Много сходных черт можно найти у

героев Достоевского и Горького:  это тот же мир пьяниц, воров, прости-

туток  и сутенеров.  Только он еще более страшно и реалистично показан

Горьким.

 

        В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир от-

верженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов,

об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.  Под сво-

дами  костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера

и социального положения.  Каждый из них наделен своими индивидуальными

чертами.  Здесь  и рабочий Клещ,  мечтающий о честном труде,  и Пепел,

жаждущий правильной жизни,  и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о

своей  былой славе,  и Настя,  страстно рвущаяся к большой,  настоящей

любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сей-

час.  Люди,  живущие в этом подвале,  похожем на пещеру, - трагические

жертвы уродливых и жестоких порядков,  при которых  человек  перестает

быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

 

        Горький не  дает  подробного изложения биографий героев пьесы,

но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают

замысел  автора.  В  немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы

Анны. "Не помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над каждым кус-

ком  хлеба  тряслась...  Всю жизнь мою дрожала...  Мучилась...  как бы

больше другого не съесть...  Всю жизнь в отрепьях  ходила...  всю  мою

несчастную  жизнь..."  Рабочий  Клещ  говорит о безысходной свое доле:

"Работы нет...  силы нет...  Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!

Издыхать надо... Вот правда!"

 

        Обитатели "дна"  выброшены из жизни в силу условий,  царящих в

обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбил-

ся из колеи,  ему грозит "дно",  неминуемая нравственная,  а нередко и

физическая гибель.  Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и осталь-

ные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

 

        И даже  здесь,  в  этом страшном мире отверженных,  продолжают

действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержате-

ля ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из

своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю  копейку.

Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.

 

        Страшная участь  обитателей  ночлежки становится особенно оче-

видной,  если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными

и угрюмыми сводами ночлежного дома,  среди жалких и искалеченных, нес-

частных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова  о  чело-

век, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда!

Все - в человеке,  все для человека! Существует только человек, все же

остальное - дело его рук и его мозга!  Человек!  Это великолепно!  Это

звучит - гордо!"

 

        Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть чело-

век, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека,

которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...

 

        Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестест-

венно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лу-

ка, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам

писатель и объяснял это тем,  что в пьесе должен быть резонер (вырази-

тель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно наз-

вать  выразителями  чьих-либо  идей вообще.  Поэтому и вкладывает свои

мысли Горький в уста Сатина,  самого свободолюбивого  и  справедливого

персонажа.

 

 

 


Хостинг от uCoz