"Дно жизни"
- трагический образ пьесы А.М.Горького "На
дне".
Пьеса
Горького "На дне" была написана в 1902
году для труппы
Московского
Художественного общедоступного театра.
Горький долгое вре-
мя не мог
подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она
назы-
валась "Ночлежка", затем "Без солнца", и, наконец, "На дне".
В самом
названии уже
заложен огромный смысл.
Люди, которые попали на дно, уже
никогда не
поднимутся к свету, к новой жизни. Тема
униженных и оскорб-
ленных не нова
в русской литературе. Вспомним героев
Достоевского, ко-
торым тоже "уже
некуда больше идти". Много
сходных черт можно найти у
героев
Достоевского и Горького:
это тот же мир пьяниц, воров, прости-
туток и сутенеров. Только он еще более страшно и
реалистично показан
Горьким.
В
пьесе Горького зрители впервые увидели
незнакомый им мир от-
верженных.
Такой суровой, беспощадной правды о жизни
социальных низов,
об их
беспросветной участи мировая драматургия
еще не знала. Под
сво-
дами костылевской
ночлежки оказались люди самого различного
характера
и социального
положения. Каждый
из них наделен своими индивидуальными
чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном
труде, и Пепел,
жаждущий
правильной жизни, и
Актер, весь поглощенный воспоминаниями о
своей былой славе, и Настя, страстно
рвущаяся к большой, настоящей
любви. Все они
достойны лучшей участи. Тем трагичнее их
положение сей-
час. Люди,
живущие в этом подвале,
похожем на пещеру, - трагические
жертвы
уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает
быть
человеком и обречен влачить жалкое
существование.
Горький
не дает подробного
изложения биографий героев пьесы,
но и те
немногие черты, которые он воспроизводит,
прекрасно раскрывают
замысел автора. В
немногих словах рисуется трагизм
жизненной судьбы
Анны. "Не
помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над
каждым кус-
ком хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы
больше
другого не съесть... Всю
жизнь в отрепьях ходила... всю
мою
несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной
свое доле:
"Работы нет... силы нет... Вот -правда!
Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо...
Вот правда!"
Обитатели
"дна" выброшены
из жизни в силу условий,
царящих в
обществе.
Человек предоставлен самому себе. Если он
споткнулся, выбил-
ся из колеи, ему грозит "дно", неминуемая
нравственная, а
нередко и
физическая
гибель. Погибает
Анна, кончает с собой Актер, да и осталь-
ные измотаны,
изуродованы жизнью до последней степени.
И
даже здесь, в этом страшном мире
отверженных, продолжают
действовать
волчьи законы "дна". Вызывает
отвращение фигура содержате-
ля ночлежки
Костылева, одного из "хозяев жизни",
который готов даже из
своих
несчастных и обездоленных постояльцев
выжать последнюю копейку.
Столь же
отвратительна и его жена Василиса своей
безнравственностью.
Страшная
участь обитателей ночлежки становится
особенно оче-
видной, если сопоставит ее с
тем, к чему призван человек. Под темными
и угрюмыми
сводами ночлежного дома,
среди жалких и искалеченных, нес-
частных и
бездомных бродяг звучат торжественным
гимном слова о чело-
век, о его
призвании, о его силе и его красоте: "Человек
- вот правда!
Все - в
человеке, все для
человека! Существует только человек, все же
остальное -
дело его рук и его мозга!
Человек! Это
великолепно! Это
звучит - гордо!"
Гордые
слова о том, каким должен быть и каким может
быть чело-
век, еще резче
оттеняют ту картину действительного
положения человека,
которую
рисует писатель. И этот контраст
приобретает особый смысл...
Пламенный
монолог Сатина о человеке звучит несколько
неестест-
венно в
атмосфере непроглядной тьмы, особенно
после того, как ушел Лу-
ка, повесился
Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это
чувствовал сам
писатель и
объяснял это тем, что
в пьесе должен быть резонер (вырази-
тель мыслей
автора), но героев, которых изобразил
Горький, трудно наз-
вать выразителями чьих-либо идей
вообще. Поэтому и
вкладывает свои
мысли Горький
в уста Сатина, самого
свободолюбивого и справедливого
персонажа.