ГЕРОИ РАННИХ
РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ
ОДНОГО ИЗ
РАССКАЗОВ).
М.Горький
входит в русскую литературу в 90-х годах XIX
века.
Вхождение его
было очень ярким, он сразу же вызвал большой
интерес
у читателей.
Современники с изумлением писали, что народ
России, не
знавший
Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя,
не знающий
Лермонтова,
больше других, но только кусочками знающий
Тостого,
знает Максима
Горького. Правда, в этом интересе был и
некоторый
налет
сенсационности. Людей из низов привлекала
сама мысль, что в
литературу
пришел писатель из их среды, не понаслышке
знавший
жизнь с самых
мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и
читателей,
принадлежащих к элитарному кругу, личность
Горького
привлекала,
помимо таланта, своей экзотичностью:
человек видел такие
глубины "дна
жизни", которые до него никто из
писателей не знал
изнутри, на
личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому
обильный
материал для его ранних произведений. В эти
же ранние
годы
вырабатываются магистральные идеи и темы,
которые позднее
сопровождали
писателя на всем протяжении его творчества.Это,
прежде
всего, идея
активной личности. Писателя всегда
интересовала жизнь в
ее брожении. У
М.Горького вырабатывается новый тип
взаимоотношений
человека с окружающей средой. Вместо
формулы
"среда
заела", которая была во многом
определяющей для литературы
предшествовавших
90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит
мысль о том,
что человека создает сопротивление
окружающей среде. С
самого начала
произведения М.Горького распадаются на два
типа:
ранние
романтические тексты и реалистические
рассказы. Идеи же,
высказываемые
автором в них, во многом близки.
Ранние
романтические произведения М.Горького
многообразны по
жанру: это
рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее
известны его
ранние
рассказы - "Макар Чудра", "Старуха
Изергиль". В первом из них
писатель по
всем законам романтического направления
рисует образы
красивых,
смелых и сильных людей. Опираясь на
традицию русской
литературы, М.Горький
обращается к образам цыган, ставших
символом воли
и безудержных страстей. В произведении
возникает
романтический
конфликт между чувством любви и
стремлением к воле.
Разрешается
он гибелью героев, но эта гибель не
воспринимается как
трагедия, а
скорее, как торжество жизни и воли. В
рассказе "Старуха
Изергиль"
повествование также строится по
романтическим канонам.
Уже в самом
начале возникает характерный мотив
двоемирия: герой-
повествователь
- носитель общественного сознания. Ему
говорится: "...
стариками
родитесь вы, русские. Мрачные все, как
демоны". Ему
противостоит
мир романтических героев - красивых, смелых,
сильных
людей: "Они
шли, пели и смеялись". В рассказе ставится
проблема
этической
направленности романтической личности.
Романтический
герой и другие
люди - как складываются их взаимоотношения?
Иначе
говоря,
ставится традиционный вопрос: человек и
среда. Как и
положено
романтическим героям, горьковские
персонажи противостоят
среде. Это,
очевидно, проявилось в образе сильного,
красивого,
свободного
Ларры, который открыто нарушил закон
человеческой
жизни,
противопоставил себя людям и наказан
вечным одиночеством.
Ему
противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем
построен как
аллегория
пути людей к лучшей, справедливой жизни, из
мрака к свету.
В Данко М.Горький
воплотил образ вождя народных масс. И образ
этот
написан по
канонам романтической традиции. Данко так
же, как и
Ларра,
противостоит среде, враждебен ей.
Столкнувшись с трудностями
пути, люди
ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих
бедах, при
этом масса,
как и положено в произведении
романтическом, наделена
отрицательными
характеристиками ("Данко смотрел на тех,
ради
которых он
понес труд, и видел, что они - как звери.
Много людей
стояло вокруг
него, но не было на лицах их благородства").
Данко -
герой-одиночка,
он убеждает людей силой своего личного
самопожертвования.
М.Горький реализует, делает буквальной
распространенную
в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя
перерождает
людей, увлекает их за собой. Но от этого сам
он не
перестает
быть одиночкой, у людей, им же увлеченных
вперед, остается
к нему не
только чувство равнодушия, но и
враждебности: "Люди же,
радостные и
полные надежд, не заметили смерти его и не
видали, что
еще пылает
рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один
осторожный
человек заметил это и, боясь чего-то,
наступил на гордое
сердце ногой".
Горьковская
легенда о Данко была активно использована
как материал
для
революционной пропаганды, образ героя
приводился как пример
для
подражания, позднее был широко привлекаем
официальной
идеологией,
усиленно внедрялся в сознание молодого
поколения (были
даже конфеты с
названием "Данко" и с изображением на
обертке
горящих
сердец). Однако у М.Горького все не так
просто и однозначно,
как пытались
это представить подневольные комментаторы.
Молодой
писатель
сумел ощутить в образе героя-одиночки и
драматическую ноту
непонятности
и враждебности ему среды, массы. В рассказе
"Старуха
Изергиль"
явственно ощущается присущий М.Горькому
пафос
учительства.
Еще явственнее он в особом жанре - песнях
("Песня о
Соколе", "Песня
о Буревестнике"). Сегодня они
воспринимаются скорее
как забавная
страница истории литературы и не раз давали
материал
для
пародийного осмысления (так, в период
эмиграции М.Горького
появилась
статья с названием "Бывший Главсокол,
ныне Центроуж").
Но на одну
важную для писателя в ранний период его
творчества
проблему,
сформулированную в "Песне о Соколе",
мне бы хотелось
обратить
внимание: проблема столкновения
героической личности с
миром
обыденности, с обывательским сознанием. Эта
проблема во
многом
развита М.Горьким и в его реалистических
рассказах раннего
периода.
Одним из
художественных открытий писателя стала
тема человека дна,
опустившегося,
нередко спившегося бродяги - в те годы их
принято
было называть
босяками. М.Горький хорошо знал эту среду,
проявлял к
ней большой
интерес и широко отразил ее в своих
произведениях,
заслужив
определение "певец босячества". В
самой этой теме не было
полной
новизны, к ней обращались многие писатели XIX
века.
Новизна была в
авторской позиции. Если люди вызывали
прежде всего
сострадание
как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе.
Его босяки
- это не
столько несчастные жертвы жизни, сколько
бунтари, которые
сами эту жизнь
не принимают. Они не столько отверженные,
сколько
отвергающие.
Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов".
Уже
в начале
писатель подчеркивает, что у его героев
была профессия, он
"прекрасный
пекарь, умелец", им дорожит хозяин
пекарни. Коновалов
представляет
собой одаренную натуру, одарен живым умом.
Это
человек,
который задумывается о жизни и не принимает
в ней
обыденного,
безгеройного существования: "Тоска она,
канитель: не
живешь, а
гниешь!". Коновалов мечтает о героической
ситуации, в
которой могла
бы проявиться его богатая натура. Он
говорит о себе:
"Не нашел я
себе места!". Его увлекают образы Стеньки
Разина, Тараса
Бульбы. В
обыденной жизни Коновалов чувствует себя
ненужным и
уходит от нее,
в конце концов трагически погибая. Сродни
ему и
другой
горьковский герой из рассказа "Супруги
Орловы". Григорий
Орлов - один из
самых ярких и противоречивых характеров в
раннем
творчестве М.Горького.
Это человек сильных страстей, горячий и
порывистый. Он
напряженно ищет смысл жизни. Временами ему
кажется, что
он его нашел - например, когда он работает
санитаром в
холерном
бараке. Но затем Григорий видит
иллюзорность этого смысла
и
возвращается к своему естественному
состоянию бунта,
противостояния
среде. Он способен многое сделать для людей,
даже
жизнью своей
для них пожертвовать, но жертва эта должна
быть
мгновенной и
яркой, героической, вроде подвига Данко.
Недаром он
говорит о себе:
"А горит сердце большим огнем ". М.Горький
относится
к таким людям,
как Коновалов, Орлов и им подобные, с
пониманием.
Однако, если
вдуматься, можно увидеть, что писатель уже
на раннем
этапе
подметил явление, которое стало одной из
проблем российской
жизни XX века:
стремление человека к героическому деянию,
к
подвигу,
самопожертвованию, порыву и неспособность
к
повседневному
труду, к обыденной жизни, к ее будням,
лишенным
героического
ореола. Люди такого типа, как это предугадал
писатель,
могут
оказаться великими в экстремальных
ситуациях, в дни бедствий,
войн,
революций, но они чаще всего
нежизнеспособны в нормальном
течении
человеческой жизни. Сегодня проблемы,
поставленные
писателем М.Горьким
в его раннем творчестве, воспринимаются как
актуальные и
насущные для решения вопросов нашего
времени.