Разбор рассказа Л. Андреева
"В тумане"
I. Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил,
пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь
за стулья, и пол под непривычными босыми
ногами был страшно холодный и скользкий, и
от этого необычайного холода становилось
особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо
спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою
всему этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго
до физической смерти:
И
все время Павлу казалось, что это писал не
он, а другой какой-то человек, хороший и
умный; он умер теперь, этот человек, и оттого
так многозначительно все им написанное, и
оттого так жаль читать его.
И тихая жалость к
умершему человеку наполнила его сердце; и
первый раз за много дней Павел почувствовал
себя дома, на своей постели, одного, а не на
улице, среди тысяч враждебных
и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально
относится герой
Далеко во все стороны
расстилался мир, и был он бесконечный и
темный, и всем одиноким и скорбным сердцем
чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую
громаду.
3. "Бездна" (сквозной
мотив А.)
А) Вы же
поскорее, Катенька!- попросил Павел, теряя
азами ее контур в черном и мглистом
отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то
сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий
вопрос: - А водочки-то?
Б)
С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда
угрюмо и скучно смотрел грязный городской
туман, и все было от него желтое: потолок,
стены и измятая подушка. И вспугнутые им
чистые образы прошлого заколыхались,
посерели и провалились куда-то в черную яму,
толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за
кустами, было так темно, что он не видел
своей руки, и порой ему чудилось, что и
самого его нет, а есть только молчаливая и
глухая тьма.
Герой переходит из одного
пространства в другое под воздействием
судьбы, "фатума", ничего не делая сам.
II. Импрессионизм - значимость
цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая
ассоциация с Достоевским
повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..- и,
поведя плечами, ти хо добавил:- Я
грязный...
Б) Так же
грязны и мысли его, и кажется, что, если
бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг,
он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги
животных, что валяются н; бойнях, в грязи и
навозе.
смерти, образа живого города,
ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета
на улицах стоял странный, неподвижный туман.
Он был легок и прозрачен, он не закрывал
предметов, но все, что проходило сквозь него,
окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет,
и свежий румянец женских щек, яркие пятна их
нарядов проглядывали сквозь него, как
сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция земли и
неба: небо "изжелто-черное", земля - "исчерна-желтая".
3. звуки и цвета голосов -
окраска внутреннего состояния героя и
индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер
густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный
и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал
другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила, и
голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся
шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе
смолкло, когда мужской голос, как золото,
мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и
страстно:
- Ты мне сказала: да - я люблю
тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон
живой силы был этот голос, что зашевелился,
казалось, лес, и что-то сверкающее, как
светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны,
Катерина Эдуардовна?- повторял он, как
жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния,
и вся душа его билась и плакала в этих
звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку,
подошел к столу и взялся
за ручку ящика; но тут ему представились
все эти глубоко запрятанные
инструменты, склянки с мутною
жидкостью и
желтыми противными
ярлыками, и то, как он покупал их
в аптеке, сгорая от стыда, а провизор
отвертывался от него, точно
и ему было стыдно
III. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета,
подчеркнутость циклического времени:
"В
пестроте и грязной окраске его (потолка)
было что-то скучное, надоедливое и
безвкусное, напоминавшее о десятках людей,
которые жили в этой квартире до Рыбаковых,
спали, говорили, думали, делали что-то свое -
и на все наложили свою чуждую печать. И эти
люди напоминали Павлу о сотнях других людей..
."
2.
Текстуальное подтверждение цикличности,
вечности происходящего
А) И снова перед глазами
развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же
порядке: хата, большой мужик, церковь и
огромная телега и так кругом комнаты. И все
это было желтое на грязно-розовом фоне,
уродливое и скучное, и напоминало не
деревню и чью-то печальную и лишенную
смысла жизнь.
3. Характерно и название
книги, к-рую читал Павел "История
цивилизации".
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница
между героем и миром - все мешает ему
преодолеть ее.
'_ А черт!- ругался он и
отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо
падала назад прямыми и равнодушными
складками. Внезапно устав и потеряв всю
энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на
холодный подоконник.
2. Композиционно выделяются
основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих и едущих были
женщины, и их присутствие давало картине
сокровенный и тревожный смысл. Они шли по
какому-то своему делу и были, казалось,
такие обыкновенные и незаметные; но Павел
видел их странную и страшную
обособленность: они были чужды всей
остальной толпе и не растворялись в ней, но
были как огоньки среди тьмы.
3. Город в изображении Л.
Андреева.
а) Типичное влияние города на
героя- разрушение личности, утрата
моральных ценностей, несамостоятельность
сознания; город действует и направляет
своих героев:
С переездом в город Павел
стал особенно мрачен и нервен, и Сергей
Андреич боялся за себя, что не сумеет
говорить достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои = их идеи.
Герой становится я частью окружающего его
мира. "Жители города" "затягивают"
героя в "свой" мир.
Двигался туман и огни, и
опять о грудь Павла бились
плечи женщины и
перед глазами болталось большое загнутое
перо, какие бывают на погребальных
колесницах; ПОТОМ что-то черное, гнилое, скверно
пахнущее охватило их, и качались какие-то
ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и
женщина поддержала его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа:
Женщина, смерть, "чума".
Но она не обернулась, и опять
в груди стало пусто, темно и страшно, как в
вымершем доме, сквозь который прошла
угрюмая чума, убила все живое и досками
заколотила окна.
2. Бездушность всего мира
героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она
отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать
то же, что делают с
продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не
более чем читатель:
Павел быстро встал и,
вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает, не
знает своего сына (возможно это - перекличка
с автором)
Но радость скоро прошла, и
уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на
Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый
юноша, странно высокий, странно похожий на
мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич
искал прежнего милого, хорошо знакомого
мальчика, натыкался на что-то новое и
загадочное и мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя (его
мир делится на "до" и "после")
(перепев романтического
образа героя "до")
Тут рассуждения о жизни,
такие серьезные и решитель ные, с таким
множеством умных
иностранных слов,
что Павлу кажется,
будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и
страшно умный; тут первый трепет
скептической мысли, и первые чистые
сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где
ты, о Господи? Тут сладкая грусть
неудовлетворенной и не разделенной любви и
решение быть гордым, благородным
и любить Катю Реймер
всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут
грозный и страшный вопрос о цели и смысле
бытия и чистосердечный ответ, от
которого веет весною и солнеч ным
блеском: нужно жить, чтобы любить людей,
которые так
несчастны. И ни слова о тех женщинах.
VII. Квинтэссенция в образе
героя понятий пространства, времени,
образов, души, смерти, болезни и города.
А) я ненавижу
тебя!- шептало странное, бесформенное
пятно человека, охваченного туманом и
вырванного им из живого мира.-
Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в
тумане голос. Бесформенное пятно человека
медленно удаляется, сверкнула около фонаря
металлическая пуговица, и все растаяло, как
будто никогда и не было его, а был только
мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность
рассказа конец
сюжетный = началу след. действия.
... В
ту ночь, до самого рассвета, задыхался в
свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и
молчаливы были его пубокие улицы, и в саду,
опустошенном осенью, тихо уми-али на
сломанных стеблях одинокие, печальные
цветы.
автор: Орлов Святослав
Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го текста
препод.: Есаулов
дата: 18.04.2001