Сила и
слабость человека в понимании М.Горького ("Старуха Изергиль",
"На дне").
Во
все века человек стремился к
познанию своего "я".
Одна из
основных, может быть, главных
целей искусства - в раскрытии этой тай-
ны. Открыть человеку
глубины его души, сделать его лучше, сильнее
- в
той или иной
степени этого добивается каждый писатель. Особенно это
свойственно
русской литературе с ее глубочайшими
нравственно-философс-
кими корнями. Проблему добра и зла,
силы и слабости человека пытались
разрешить
великие умы, люди, много выстрадавшие и
испытавшие на себе -
Пушкин,
Толстой, Достоевский.
Горький
столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в
первых
произведениях
молодого писателя проявился не только
незаурядный талант
рассказчика и
художника, но и умение отстаивать свои
убеждения. И поз-
же опыт жизни
не притупил таланта, вера в свою правоту
лишь окрепла.
Уже
в самом начале
своего рассказа старуха Изергиль делит лю-
дей на "стариков
с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно
для Горького.
Яркие, сильные люди всегда были
привлекательны для него.
Один лишь
холодный ум без молодого сердца не дает
человеку истинной
силы. Таков Ларра - герой первой
легенды. Недаром
его отец - орел -
житель
холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве
недостаточно
для счастья. Это не
сила Ларры, а
слабость. В понимании
Горького лишь
горячая любовь к людям,
к своему делу, к
родной земле
дает человеку
твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий со-
бой ради
других, сильнее Ларры.
В
связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно
сильный
человек относится к окружающим? Это один из
основных вопросов,
ответ на
который не дает вся мировая литература. Позиция Горького
здесь ясна.
Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы
не нужны, не вы-
держивает
испытания одиночеством.
В более поздних произведениях Горь-
кий усложняет вопрос: одиночество среди людей -следствие
ли это силы
или слабости? И дает ответ: сильный не может быть
одинок, он всегда
среди людей -
пусть чуждых ему по духу,
но страдающих. И это понимает
Сатин после
встречи с Лукой. Но
взгляды этих героев все же расходятся
в основном.
Лука считает, что слабый должен найти в
жизни опору и обя-
занность
сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен,
что, действитель-
но, сильному не нужна опора и ждать
лучшего будущего в бездействии -
не для
настоящего человека. Он приходит к этому
убеждению не сразу. Мы
можем следить
за его развитием по ходу пьесы.
При
первой встрече с обитателями ночлежки мы
видим, что перед
нами люди
глубоко страдающие и одинокие. Попав на
самое дно жизни пос-
ле многих лишений, они стали безжалостны
к себе и к другим. Каждый
замкнут на
своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не
слушая
никого и не
желая быть услышанным. Ответ на жалобы -
смех, издеватель-
ства. Барона,
живущего за счет Насти, лишь забавляют ее
слезы и фанта-
зии. Клещ
презирает всех: он, "рабочий человек",
вырвется из ночлежки,
он не таков, как все ее обитатели.
И только после смерти Анны, продав
все свои
инструменты, потеряв
всякую надежду, он понимает и принимает
их как
товарищей по несчастью.
Каждый
герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о
будущем. Анна
надеется на успокоение
после смерти.
Актер "грезит" о прошлом, с каждым
разом расцвечивая его
все более
яркими красками. Настя,
у которой нет ни прошлого, ни буду-
щего, уходит
от настоящего в воображаемый мир "чистой
любви". Лука по-
пытался перенести их мечты в
реальный мир, и они
потерпели крах одна
за другой.
Ведь эти мечты не облегчают реальности, а
лишь в малой сте-
пени заменяют ее.
Всем им остается лишь беспробудное
пьянство, ибо
пробуждение
страшно. Лишь
сильный человек, утверждает Горький, спосо-
бен смотреть в
лицо реальности. Но без цели в жизни, без
уверенности в
своих
возможностях изменить мир он не способен противостоять невзго-
дам. И мы видим людей,
сильных духом, но не знающих долга перед
собой
и окружающими. Бубнов, которому многое дано,
уже утратил себя. Барон
издевается
над всеми и быстро теряет человеческие
черты. Сатин лишь в
начале этого
пути. Кто знает, какая судьба ждала
его, не появись в
ночлежке Лука.
Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал
на
него, как
кислота на потускневшую монету. Сатин
понимает, что назначе-
ние сильного -
не утешать страдающих, а искоренять
страдание, зло. Это
- одно из самых
твердых убеждений Горького.
Для
Горького - сила - в стремлении вперед "к
свободе, к све-
ту". Лишь горячее сердце и
сильная воля, вера в победу помогут пройти
этот путь. И память о тех, кто на этом пути
пожертвовал собой ради
других, как звезды - искры
сердца Данко, будут освещать дорогу идущим
следом.