Тургенев

И.С.Тургенев.

Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".



Сюжет романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его назва-
нии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обуслов-
ленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в траги-
ческом ключе (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом,
юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Са-
тира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор
сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.).

В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту,
характеру, образу жизни автор во время написания романа был "отцом".
Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит
желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными дейс-
твиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из
неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не катего-
рическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают
юмор и сатира.

Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу,
исключая Одинцову.

Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марь-
ино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода
употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытает-
ся вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получа-
ется , все выглядит неестественно, потому что он остался таким же
мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч-
венных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и
Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную,
ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков
и аристократов.

С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для
общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам
волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычи-
щенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа,
даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как
бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства,
музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целост-
ностью.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и по-
эзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохма-
ченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Ба-
зарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая
сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным,
если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторите-
тов"), нельзя.

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь по-
любил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге,
как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме,
на руках у "старосветских помещиков".

Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что на-
писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и
Ситников. Первую Тургенев спрашивает: "Что ты пружишься?" Чего не хва-
тает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина
для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни-
чего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочита-
ет, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней
Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в
романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ
счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. По-
добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базаро-
ве, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и
Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве
средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрица-
тельное для придания большего веса положительному.

С помощью юмористических и сатирических моментов автор выража-
ет свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и
П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что "дети" не должны уби-
вать "отцов", а "отцы" заставлять "детей" думать так же, как они дума-
ют. Потому что проблема "отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо
с юмором, как это и сделал Тургенев.




Хостинг от uCoz