ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА

 

Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями – они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь – это переплетение человеческих судеб. И, конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь «сильными мира сего».

Женские образы – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются катализаторами событий, непосредственными их участниками; зачастую без  них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности.

Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей  не бывает, поэтому и женщины в его произведениях – отдельная судьба.

В таком объемном произведении, как «В круге первом», написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют непосредственную роль. В этом романе им отведена участь верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но несвободных по разным причинам.

Солженицынские героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор  и его герои любят их за внутренний мир. Образ девушки Агнии силен своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка была откуда-то  не с земли. По несчастью для себя она была утонченна и требовательна больше той меры, которая позволяет человеку жить. Есть в ней нравственность, одухотворенность. И еще одно качество, принадлежащее большинству женских образов писателя. По крайней мере тех, в которых автор вкладывал особый смысл. Эта особенность – человеческая странность. Героини Солженицына как бы «не от мира сего». Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Порой их внутренний мир настолько сложен, необычен и велик, что, будь он разделен на несколько человек, никто из них не чувствовал бы себя обделенным. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться  к ним соучастием, выслушать и понять.

Девушку Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в И.Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который  и сам является  странноватым даже для собственной жены. «…Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить!»

Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, не смотря поверхностным взглядом, видеть душевную красоту и наполненность. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты позволяет объективно оценить женский образ по общечеловеческим критериям.

Произведение «Матренин двор» написано целиком  о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа «В круге первом». В нее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. «В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!…»

У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в тоже время, в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с воли, с глубокой душой и добродушной труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою сестру  Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не слишком вызывают симпатию автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко  до «странной» Клары с ее одухотворенностью, богатством  мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.

Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким.

Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины  - прежде всего человека: той, что поддержит и поймет;  той, что имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким каков ты есть.

Солженицын упоминает «праведника» в рассказе «Матренин двор» и не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.


Хостинг от uCoz