Тема "маленького
человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.
Тема
"маленького человека" впервые была
затронута в творчестве
А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),
М.Ю.Лермонтова(
"Герой нашего времени"). Герои
произведений этих выда-
ющихся
писателей Самсон Вырин,
Акакий Акакиевич, Максим Максимович
стали
нарицательными, а тема прочно вошла в
русскую литературу.
Ф.М.Достоевский
является не просто продолжателем
традиций в
русской
литературе, но
становится автором одной ведущей темы - темы
"бедных
людей", "униженных
и оскорбленных". Поэтому творчество
Досто-
евского так
цельно тематически. Достоевский как бы
говорит своим твор-
чеством, что
всякий человек, кто бы он ни был, как бы он
низко не сто-
ял, имеет
право на сочувствие и сострадание.
Как
многие выдающиеся русские писатели,
Достоевский уже в пер-
вом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького
человека".
Главный герой
романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный
горем, нуждой и
социальным бесправием.
Как и Гоголь в повести "Ши-
нель",
Достоевский обратился к теме бесправного,
безмерно униженного и
забитого "маленького
человека", живущего своей внутренней
жизнью в ус-
ловиях, грубо
попирающих достоинство человека.
Сам
Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели"
Гоголя".
Гуманистическая
направленность "Бедных людей" была
замечена критикой.
Белинский
восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант необык-
новенный и
самобытный, который
сразу, еще первым произведением своим,
резко
отделился от всей толпы наших писателей...".
Социальная
тема, тема "бедных
людей", "униженных и оскорблен-
ных", была продолжена
автором в "Преступлении и наказании".
Здесь она
прозвучала
еще сильнее. Одну
за другой раскрывает писатель перед нами
картины
беспросветной нищеты. Местом действия
Достоевский выбрал самую
грязную часть
старого Петербурга, клоаку столицы. И на
фоне этого пей-
зажа
разворачивается перед нами жизнь семьи
Мармеладных.
Судьба
этой семьи тесно переплетается с судьбой главного ге-
роя, Родиона
Раскольникова. Спивается с горя и теряет
человеческий об-
лик чиновник
Мармеладов, которому
больше "некуда идти" в жизни. Изму-
ченная
нищетой, погибает
от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ива-
новна. Соня выпущена на
улицу торговать своим телом, чтобы спасти
семью от
голодной смерти.
Тяжела
судьба и семьи
Раскольникова. Его
сестра Дуня, желая
помочь брату, готова пожертвовать
собой и выйти замуж за богача Лужи-
на, к которому
она чувствует отвращение.
Другие
персонажи романа, в
том числе и эпизодические фигуры
несчастных
людей, встречающиеся
Раскольникову на улицах Петербурга,
дополняют эту
общую картину безмерного горя.
Раскольников
понимает, что жестокая сила, создающая в жизни
тупики для
бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы
их раздобыть, он идет на
преступление под влиянием надуманной идеи
о
"необыкновенных
личностях".
Федор
Михайлович Достоевский создал обширное
полотно безмерных
человеческих
мук, страдания и горя, пристально и
проницательно вгляды-
вался в душу
так называемого "маленького человека"
и открыл в нем за-
лежи огромного духовного
богатства, душевной
щедрости и красоты, не
сломленных
тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не
только в
русской, но и во всей мировой литературе.
Достоевский
- гениальный писатель, рассматривающий больные
стороны
современного ему общества и рисующий живые картины русской
действительности. Созданные автором
образы "маленьких людей", проник-
нуты духом
протеста против социальной
несправедливости, против униже-
ния человека и
верой в его высокое призвание.
Миропонимание
Достоевского базируется на
одной непреходящей
фундаментальной
ценности - на любви к человеку, на признании
духовнос-
ти человека за
главное. И все
искания Достоевского направлены на соз-
дание лучших,
достойных человека условий его жизни.