Использование
приема антитезы у
Л.Н.Толстого ("Война и
мир") и
Ф.М.Достоевского
("Преступление и наказание").
Антитеза
- основной идейно-композиционный принцип
"Войны и ми-
ра" и "Преступления и
наказания", заложенный
уже в их заглавиях. Он
проявляется
на всех уровнях художественного текста: от
проблематики до
построения системы персонажей и
приемов психологического изображения.
Однако в самом
использовании антитезы Толстой и
Достоевский часто де-
монстрируют
разный метод. Истоки этого различия в их
взглядах на чело-
века.
В
самих заглавиях произведений Толстого и
Достоевского содер-
жится
проблема: заглавия
не однозначны, полисемантичны. Слово "война"
означает в "Войне
и мире" не только военные действия, не только собы-
тия, происходящие на поле
сражения; война может происходить в повсед-
невной жизни
людей /вспомним такую войну из-за
наследства графа Безу-
хова/ и даже их
душах. Еще более
насыщенным в смысловом отношении яв-
ляется слово
"мир": миръ как
антитеза войне и"мiръ" как общность лю-
дей. Заглавием
окончательной редакции романа Л.Н.Толстого
стало "Война
и миръ", то есть мир как
антитеза войне. Но в многочисленных чернови-
ках и
набросках Толстой варьирует написание
этого слова, как бы колеб-
лясь. Само
сочетание "война и мир" мы можем
встретить у Пушкина в "Бо-
рисе Годунове":
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников
святые чудеса.
Уже
в пушкинском
контексте сочетание "война и мир"
становится
ключом к
историческому процессу в целом. Таким образом, мир -
это ка-
тегория
универсальная, это жизнь, это вселенная.
С
другой стороны, совершенно
ясно, что понятия преступление и
наказание
интересуют Достоевского не в их узком
юридическом смысле.
"Преступление
и наказание" - это произведение, ставящее глубинные фи-
лософские и
нравственные проблемы.
Художественное
пространство романа Толстого как бы
ограничива-
ется двумя
полюсами: на одном
полюсе - добро и мир, объединяющие
лю-
дей, на другом - зло и
вражда, разобщающие
людей. Толстой испытывает
своих героев с
точки зрения закона "непрерывного
движения личности во
времени". Герои, способные к
душевному движению, к внутренним измене-
ниям, по мысли автора, несут в себе начала "живой
жизни" и мира. Ге-
рои,
неподвижные, неспособные чувствовать и
понимать внутренние законы
жизни,
оцениваются Толстым как носители начала
войны, разлада. В своем
романе
Толстой резко противопоставляет этих
персонажей. Так, салон Ан-
ны Павловны
Шерер Толстой не зря сравнивает с
прядильной мастерской, с
бездушной
машиной.
Через
весь роман проходит антитеза "правильность
- неправиль-
ность", "внешняя красота -
живое очарование". Для Толстого
неправиль-
ные и даже некрасивые
черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем
античная
красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к
месту/ смех Наташи
в тысячу раз
милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор
также
противопоставляет стихийное разумному, естественное
театрально-
му. Для
Толстого "ошибки" Наташи гораздо
естественнее и натуральнее,
чем
рассудочное поведение Сони.
Законченным
воплощением начала войны в романе стал Наполеон.
Он не только
постоянно играет на публику, но и наедине с
собой остает-
ся актером. Он мыслит себя
великим полководцем, ориентируясь на некие
античные образцы. Полным антиподом
Наполеона является в романе Куту-
зов. Он
является истинным выразителем духа нации.
"Мысль
семейная" противопоставляет семью
Ростовых "клану" Ку-
рагиных.
Антитеза
"ложное -
истинное" используется Толстым и при
изоб-
ражении
душевных движений своих героев. Так,
Пьер на дуэли, чувствуя
всю глупость и
ложность ситуации, ничего не предпринимает
для ее удач-
ного
разрешения, а
требует "скорее начинать" и усиленно
заряжает свой
пистолет.
В
отличие от героев
Толстого, герои
Достоевского никогда не
изображаются
однозначно: человек
у Достоевского всегда противоречив,
непознаваем до
конца. Его герои сочетают в себе две
бездны разом:
бездну добра,
сострадания, жертвенности и бездну зла,
эгоизма, индиви-
дуализма, порока. В каждом из
героев есть два идеала: идеал Мадонны и
идеал
Содомский. Содержание
"Преступления и наказания" составляет
суд
над
Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.
Приемы,
которые Достоевский использует в
создании образной
системы
своего произведения, отличаются от приемов
Толстого. Достоевс-
кий прибегает к приему
двойного портретирования.
Причем первый порт-
рет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так,
до совершения
преступления автор говорит о
красоте Раскольникова,
о его прекрасных
глазах. Но преступление не
только запятнало его душу,
но и оставило
трагический
отпечаток на лице. На
этот раз перед нами портрет убийцы.
В романе
Достоевского спорят не герои, а их идеи.
Таким
образом, мы видим, что антитеза как
художественный прием
оказался очень продуктивен для двух
крупнейших художников-реалистов,
для Толстого и
Достоевского.