Использование приема   антитезы  у  Л

Использование приема   антитезы  у  Л.Н.Толстого  ("Война  и  мир")  и

Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").

 

 

 

        Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и ми-

ра"  и "Преступления и наказания",  заложенный уже в их заглавиях.  Он

проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до

построения  системы персонажей и приемов психологического изображения.

Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто  де-

монстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело-

века.

 

        В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского  содер-

жится проблема:  заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война"

означает в "Войне и мире" не только военные действия,  не только собы-

тия,  происходящие на поле сражения; война может происходить в повсед-

невной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа  Безу-

хова/ и даже их душах.  Еще более насыщенным в смысловом отношении яв-

ляется слово "мир":  миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность  лю-

дей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Война

и миръ",  то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных чернови-

ках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-

лясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Бо-

рисе Годунове":

 

                Описывай, не мудрствуя лукаво,

 

                Все то, чему свидетель в жизни будешь:

 

                Войну и мир, управу государей,

 

                Угодников святые чудеса.

 

        Уже в  пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится

ключом к историческому процессу в целом.  Таким образом, мир - это ка-

тегория универсальная, это жизнь, это вселенная.

 

        С другой стороны,  совершенно ясно, что понятия преступление и

наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.

 

"Преступление и наказание" - это произведение,  ставящее глубинные фи-

лософские и нравственные проблемы.

 

        Художественное пространство романа Толстого как бы ограничива-

ется двумя полюсами:  на одном полюсе - добро и мир,  объединяющие лю-

дей,  на другом - зло и вражда,  разобщающие людей. Толстой испытывает

своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности  во

времени".  Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-

ниям,  по мысли автора,  несут в себе начала "живой жизни" и мира. Ге-

рои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы

жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем

романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Ан-

ны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с

бездушной машиной.

 

        Через весь  роман проходит антитеза "правильность - неправиль-

ность",  "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправиль-

ные  и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее,  чем

античная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту/ смех Наташи

в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен.  В поведении героев автор

также противопоставляет стихийное разумному,  естественное театрально-

му.  Для  Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее,

чем рассудочное поведение Сони.

 

        Законченным воплощением начала войны в романе  стал  Наполеон.

Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остает-

ся актером.  Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие

античные  образцы.  Полным антиподом Наполеона является в романе Куту-

зов. Он является истинным выразителем духа нации.

 

        "Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану"  Ку-

рагиных.

 

        Антитеза "ложное  - истинное" используется Толстым и при изоб-

ражении душевных движений своих героев.  Так,  Пьер на дуэли, чувствуя

всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удач-

ного разрешения,  а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой

пистолет.

 

        В отличие  от  героев Толстого,  герои Достоевского никогда не

изображаются однозначно:  человек у Достоевского всегда  противоречив,

непознаваем  до  конца.  Его  герои  сочетают в себе две бездны разом:

бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индиви-

дуализма,  порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и

идеал Содомский.  Содержание "Преступления и наказания" составляет суд

над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

 

        Приемы, которые  Достоевский  использует  в  создании образной

системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевс-

кий  прибегает к приему двойного портретирования.  Причем первый порт-

рет,  более обобщенный,  обычно спорит со вторым.  Так,  до совершения

преступления  автор говорит о красоте Раскольникова,  о его прекрасных

глазах.  Но преступление не только запятнало его душу,  но и  оставило

трагический отпечаток на лице.  На этот раз перед нами портрет убийцы.

В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

 

        Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием

оказался  очень  продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов,

для Толстого и Достоевского.

 

 


Хостинг от uCoz