Теория Родиона Раскольникова и ее крушение

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.

 

 

 

        Роман "Преступление и наказание" был задуман  Достоевским  еще

на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел ро-

мана трансформировался в "психологический отчет одного  преступления".

Сам  Достоевский  в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет

будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов уни-

верситета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым стран-

ным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего по-

ложения,  убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги,  полученные

таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в

университете,  помочь матери и сестре,  уехать за границу и "потом всю

жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к

человечеству".

 

        В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две

фразы:  "студент,  живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым

странным неоконченным идеям".  Именно эти две фразы являются ключевыми

для понимания причинно-следственной связи  романа.  Что  было  раньше:

бедственное положение героя,  приведшее к болезни и к болезненной тео-

рии или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

 

        Достоевский в своем романе изображает  столкновение  теории  с

логикой жизни.  По мнению писателя,  живой жизненный процесс,  то есть

логика жизни,  всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию

- и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать

жизнь по теории нельзя,  И потому  главная  философская  мысль  романа

раскрывается  не в системе логических доказательств и опровержений,  а

как столкновение человека,  одержимого крайне  преступной  теорией,  с

жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова

построена в своей основе на неравенстве людей,  на избранности одних и

унижении  других.  И  убийство старухи задумано как жизненная проверка

этой теории на частном  примере.  Такой  способ  изображения  убийства

очень ярко выявляет авторскую позицию:  преступление, которое совершил

Раскольников - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Расколь-

никова.  Но  он совершил его сознательно,  преступил свою человеческую

натуру,  преступая самого себя.  Своим преступлением Раскольников  вы-

черкнул самого себя из разряда людей,  стал отверженным, изгоем. "Я не

старуху убил,  я себя убил," - признался он Соне Мармеладовой. Эта от-

резанность от людей мешает Раскольникову жить.

 

        Человеческая натура  его  не принимает этого отчуждения от лю-

дей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже та-

кой  гордый человек,  как Раскольников.  Поэтому душевная борьба героя

становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направ-

лений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в не-

погрешимость своей идеи и презирает себя за слабость,  за бездарность;

то и дело называет себя подлецом.  Но в то же время он страдает от не-

возможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучитель-

но,  как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому

что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда

же их отнести по своей теории - к какому разряду людей.  По логике его

теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и,  следовательно,

топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы

Сони,  Полечки,  Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей тео-

рии,  отступиться от тех,  за кого страдает. Должен презирать, ненави-

деть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыно-

сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригай-

лова,  он ненавидит их,  но не имеет права на  эту  ненависть.  "Мать,

сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая на-

тура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой  теори-

ей.  Но теория победила.  И поэтому Достоевский как бы приходит на по-

мощь человеческой натуре своего героя.  Сразу же после этого  монолога

он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над

ним смеется.  Сон,  в котором автор выносит преступление Раскольникова

на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

 

        Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего ге-

роя,  потому что его роман не о том.  Задача писателя состояла в  том,

чтобы  показать,  какую  власть над человеком может иметь идея и какой

страшной может быть эта идея, какой преступной.

 

        Идея героя о праве сильного на преступление оказалась  абсурд-

ной. Жизнь победила теорию.

 

 

 

 


Хостинг от uCoz