Теория
Родиона Раскольникова и ее крушение.
Роман
"Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще
на каторге.
Тогда он назывался "Пьяненькие", но
постепенно замысел ро-
мана
трансформировался в "психологический
отчет одного преступления".
Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову
четко перескажет сюжет
будущего
произведения: "Молодой человек,
исключенный из студентов уни-
верситета и
живущий в крайней бедности, ...поддавшись
некоторым стран-
ным
неоконченным идеям..., решился разом выйти
из скверного своего по-
ложения, убив и ограбив одну
старуху..." При этом деньги, полученные
таким путем,
студент хочет употребить на благие цели:
закончить курс в
университете, помочь матери и
сестре, уехать за
границу и "потом всю
жизнь быть
честным, твердым, неуклонным в исполнении
гуманного долга к
человечеству".
В
этом высказывании Достоевского хочется
особо подчеркнуть две
фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и
"поддавшись некоторым
странным
неоконченным идеям".
Именно эти две фразы являются ключевыми
для понимания
причинно-следственной связи романа. Что
было раньше:
бедственное
положение героя, приведшее
к болезни и к болезненной тео-
рии или теория,
явившаяся причиной ужасного положения
Раскольникова.
Достоевский
в своем романе изображает
столкновение теории с
логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный
процесс, то есть
логика жизни, всегда опровергает,
делает несостоятельной любую теорию
- и самую
передовую, революционную, и самую
преступную. Значит, делать
жизнь по
теории нельзя, И
потому главная философская мысль романа
раскрывается не в системе
логических доказательств и опровержений, а
как
столкновение человека,
одержимого крайне преступной теорией, с
жизненными
процессами, опровергающими эту теорию.
Теория Раскольникова
построена в
своей основе на неравенстве людей, на избранности одних
и
унижении других. И
убийство старухи задумано как
жизненная проверка
этой теории на
частном примере. Такой способ изображения убийства
очень ярко
выявляет авторскую позицию: преступление, которое
совершил
Раскольников -
это низкое, подлое дело, с точки зрения
самого Расколь-
никова. Но
он совершил его сознательно, преступил свою
человеческую
натуру, преступая самого себя. Своим преступлением
Раскольников вы-
черкнул
самого себя из разряда людей, стал отверженным,
изгоем. "Я не
старуху убил, я себя убил," -
признался он Соне Мармеладовой. Эта от-
резанность от
людей мешает Раскольникову жить.
Человеческая
натура его не принимает этого
отчуждения от лю-
дей.
Оказывается, человек не может жить без
общения с людьми, даже та-
кой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная
борьба героя
становится
все напряженнее и запутаннее, она идет по
множеству направ-
лений, и
каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему
верит в не-
погрешимость
своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность;
то и дело
называет себя подлецом.
Но в то же время он страдает от не-
возможности
общения с матерью и сестрой, думать о них
так же мучитель-
но, как думать об
убийстве Лизаветы. И он старается не думать,
потому
что если
начнет думать, то непременно должен будет
решить вопрос, куда
же их отнести
по своей теории - к какому разряду людей. По логике его
теории они
должны быть отнесены к "низшему"
разряду и, следовательно,
топор другого
Раскольникова может обрушиться на их
головы, и на головы
Сони, Полечки, Катерины Ивановны.
Раскольников должен, по своей тео-
рии, отступиться от тех, за кого страдает.
Должен презирать, ненави-
деть, убивать
тех, кого любит, он не может этого пережить.
Ему невыно-
сима мысль о
том, что его теория сходна с теориями Лужина
и Свидригай-
лова, он ненавидит их, но не имеет права на эту
ненависть. "Мать,
сестра, как
люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?"
Человеческая на-
тура его здесь
наиболее остро столкнулась с его
нечеловеческой теори-
ей. Но теория победила. И поэтому Достоевский
как бы приходит на по-
мощь
человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога
он дает третий
сон Раскольникова: тот снова убивает
старуху, а она над
ним смеется. Сон, в котором автор выносит
преступление Раскольникова
на суд
народный. Эта сцена обнажает весь ужас
деяния Раскольникова.
Достоевский
не показывает нравственного воскрешения
своего ге-
роя, потому что его роман
не о том. Задача
писателя состояла в том,
чтобы показать, какую власть над человеком
может иметь идея и какой
страшной
может быть эта идея, какой преступной.
Идея
героя о праве сильного на преступление
оказалась абсурд-
ной. Жизнь
победила теорию.