РОССИЯ В
ЛИРИКЕ БЛОКА И ЕСЕНИНА
Россия!
Сколько замечательных поэтов земли русской
воспели тебя в
прекрасных
стихах и сколько писателей посвятили тебе
свои
произведения!
Великий поэт Некрасов писал: "Не может
сын глядеть
спокойно на
горе матери родной, не будет гражданин
достойный к
Отчизне
холоден душой". Тема России является
центральной в
творчестве
многих поэтов. Творчество Александра Блока,
по праву
называемое
мостом, связывающим литературу XIX и XX веков,
наполнено
неиссякаемым любовным чувством к родине.
Особенно
мощно эта тема
начинает звучать в его лирике во время
переломных
событий
начала века. С болью в душе и сердце поэт
восклицает:
Россия, ншщая
Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни
ветровые, Как
слезы первые любви.
Весть о первой
русской революции Блок принял с восторгом,
она
пробудила в
нем чувство связи с народом и сознание
общественной и
творческой
ответственности за судьбу страны. В это
время его поэзия
приобретает
заряд духовной силы, поднимается до
огромной
нравственной
высоты. .Свои переживания были впервые
выражены
Блоком в
стихотворении "Осенняя воля", где,
обращаясь к Родине-
матери, поэт
писал: "Приюти ты в далях необъятных. Как
жить и
плакать без
тебя?" Правда, впоследствии он, как бы
сомневаясь,
спрашивает
себя о том, является ли революция для России
благом, а
может быть,
это просто разрушительная сила? Блок
понимает, что "в
России плохо".
Как предчувствие кровавых событий и
страданий
любимой
родины звучит в словах Христа: Родной
простор печален.
Изнемогаю па
кресте. И челн твой будет ли причален К моей
распятой
высоте?
Но даже в эти
тяжелые годы Блок своим редким чутьем
угадывает
движение
жизни и не теряет веры в будущее России.
Предчувствие
надвигающихся
серьезных перемен в судьбе родины очень
ярко
выражено в
чудесном поэтическом цикле стихов о России.
Главной,
ведущей
мыслью этого цикла являются слова: "И
вечный бой! Покой
нам только
снится! Сквозь кровь и пыль... Летит, летит
степная
кобылица и
мнет ковыль".
Посвятив теме
родины всю свою жизнь, Блок создал
величественную,
многоликую и
многоцветную, полную жизни и движения
картину
родной земли.
Блок создает неповторимый образ России -
образ
прекрасной
девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал:
О,Нищая
моя страна,
Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена,
О чем ты
горько
плачешь?
Мотив пути
постоянно присутствует в стихотворениях
Блока о России,
это помогает
ему изобразить Родину в постоянном
движении, показать
устремленность
России в будущее.
В отличие от
Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии
поднялся из
глубин
народной жизни. Свое село Константиново он
воспринимал как
образ родины.
Отдавая отчет своему яркому, самобытному
таланту,
Сергей Есенин
писал: Мое село лишь тем и будет знаменито,
Что здесь
когда-то баба
родила Российского, скандального пиита.
Есенин
рассматривал крестьянство и деревню как
основных носителей
русской
культуры, поэтому основная тема
стихотворений поэта - это
мир русского
крестьянства, воспринимаемый как жизненная
философия
поэта, которая определила многие
особенности его стихов о
Родине.
Чувство безграничной любви к России звучит
в почти каждом
стихотворении
поэта. Есенин пишет: "Но более всего
любовь к родному
краю меня
томила, мучила и жгла". Есенин - поэт
сложной судьбы. В
стихотворении
"Русь уходящая" он с горечью пишет:
Я человек не
новый. Что скрывать? Остался в прошлом я
одной ногою,
Стремясь
догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю
другою.
В лирике поэта,
посвященной теме Родины, отразились и его
раздумья
о судьбе
родины после революции. Вернувшись в
двадцатых годах на
родину, Есенин
замечает в деревне, которая является для
него
символом
родины, приметы больших изменений. Есенину
на минуту
кажется, что
его родина в нем не нуждается и у нее теперь
есть другие
певцы:
Вот так страна!
Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дpужeн?
Моя
поэзия здесь
больше нe нужнa, И сам я здесь ни капельки не
нужcн.
Но его чувство
сопричастности судьбе России, его чувство
любви и
ответственности
за нее заставляют Есенина бороться до конца.
Есенин
ушел из жизни
в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую
родину
добровольно
коллективизировали. Недаром Горький писал:
"Сергея
Есенина не
спрячешь, не вычеркнешь из нашей
действительности, он
выражал стон и
вопль многих сотен тысяч, он яркий и
драматический
символ России".