ТЕМА РОДИНЫ И
ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.
Тема родины -
одна из главных тем в творчестве С.Есенина.
Этого
поэта принято
связывать прежде всего с деревней, с родной
для него
Рязанщиной. Но
из рязанской деревни Константиново поэт
уехал
совсем
молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,
и за границей,
в родную
деревню приезжал время от времени как гость.
Это важно
знать для
понимания позиции С.Есенина. Именно разлука
с родной
землей
придала его стихам о ней ту теплоту
воспоминаний, которая их
отличает. В
самих описаниях природы у поэта есть та
мера
отстраненности,
которая позволяет эту красоту острее
увидеть,
почувствовать.
Уже в ранних
стихах С.Есенина звучат признания в любви к
России.
Так, одно из
наиболее известных его произведений - "Гой
ты, Русь моя
родная..." С
самого начала Русь здесь предстает как
нечто святое,
ключевой
образ стихотворения - сравнение
крестьянских хат с
иконами,
образами в ризах, и за этим сравнением -
целая философия,
система
ценностей. Мир деревни - это как бы храм с
его гармонией
земли и неба,
человека и природы. Мир Руси для С.Есенина -
это и
мир убогих,
бедных, горьких крестьянских домов, край
заброшенный,
"деревня в
ухабинах", где радость коротка, а печаль
бесконечна:
"Грустная
песня, ты - русская боль". Особенно это
чувство усиливается
в стихах поэта
после 1914 года - начала войны: деревня
кажется ему
невестой,
покинутой милым и ожидающей от него вестей
с поля боя.
Для поэта
родная деревня в России - это нечто единое,
родина для
него, особенно
в раннем творчестве, - это прежде всего
родной край,
родное село,
то, что позднее, уже на исходе XX века,
литературные
критики
определили как понятие "малой родины".
С присущей
С.Есенину-лирику
склонностью одушевлять все живое, все
окружающее
его, он и к
России обращается как к близкому ему
человеку: "Ой ты,
Русь, моя
родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу".
Порой стихи
поэта
обретают ноту щемящей грусти, в них
возникает чувство
неприкаянности,
лирический герой их - странник, покинувший
родную
хижину, всеми
отверженный и забытый. И единственное, что
остается
неизменным,
что сохраняет вечную ценность - это природа
и Россия:
"А месяц
будет плыть и плыть,
Роняя весла по
озерам...
И Русь все
также будет жить,
Плясать и
плакать у забора".
С.Есенин жил в
переломную эпоху, насыщенную
драматическими и
даже
трагическими событиями. На памяти его
поколения - война,
революция,
снова война - теперь уже гражданская.
Переломный для
России год - 1917
- поэт встретил, как и многие художники его
круга, с
надеждами на
обновление, на счастливый поворот в
крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина
того времени - это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков.
Надежды эти выражены в словах Н.Клюева -
близкого
друга и
поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая
ныне земля,
/И церковь не
наймит казенный". В есенинской поэзии в
1917 году
появляется
новое ощущение России: "Уж смыла, стерла
деготь/
Воспрянувшая
Русь". Чувства и настроения поэта этого
времени очень
сложны и
противоречивы - это и надежды, и ожидания
светлого и
нового, но это
и тревога за судьбу родного края,
философские раздумья
на вечные темы.
Одна из них - тема столкновения природы и
человеческого
разума, вторгающегося в нее и разрушающего
ее
гармонию -
звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст".
В нем
центральным
становится обретающее глубоко
символический смысл
состязание
между жеребенком и поездом. При этом
жеребенок как бы
воплощает в
себе всю красоту природы, ее трогательную
беззащитность.
Паровоз же
обретает черты зловещего чудовища. В
есенинском
"Сорокоусте"
вечная тема противостояния природы и
разума,
технического
прогресса сливается с размышлениями о
судьбах России.
В
послереволюционной поэзии С.Есенина тема
родины насыщена
нелегкими
думами о месте поэта в новой жизни, он
болезненно
переживает
отчуждение от родного края, ему трудно
найти общий язык
с новым
поколением, для которого календарный Ленин
на стене
заменяет
икону, а "пузатый "Капитал" - Библию.
Особенно горько
поэту
сознание того, что новое поколение поет
новые песни: "Поют
агитки
Бедного Демьяна". Это тем более грустно,
что С.Есенин
справедливо
замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там
Демьянам".
Поэтому так
горестно звучат его строки: "Моя поэзия
здесь больше не
нужна, /Да и,
пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но
даже желание
слиться с
новой жизнью не заставляет С.Есенина
отказаться от своего
призвания
российского поэта; он пишет: "Отдам всю
душу октябрю и
маю, /Но только
лиры милой не отдам". И поэтому таким
глубоким
пафосом
наполнено его признание:
"Я буду
воспевать
Всем
существом в поэте
Шестую часть
земли
С названьем
кратким "Русь".
Сегодня нам,
живущим в России, трудно до конца понять
смысл этих
строк, а ведь
написаны они были в 1924 году, когда само
название -
Русь - было
едва ли не запретным, а гражданам
полагалось жить в
"Ресефесере".
С темой родины у С.Есенина связано
понимание своей
поэтической
миссии, своей позиции "последнего певца
деревни",
хранителя ее
заветов, ее памяти. Одним из программных,
важным для
понимания
темы родины, у поэта стало стихотворение
"Спит ковыль":
"Спит
ковыль.
Равнина
дорогая
И свинцовой
свежести полынь!
Никакая
родана другая
Не вольет мне
в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у
нас такая участь,
И, пожалуй,
всякого спроси -
Радуясь,
свирепствуя и мучась,
Хорошо
живется на Руси.
Свет луны,
таинственный и длинный,
Плачут вербы,
шепчут тополя,
Но никто под
окрик журавлиньй
Не разлюбит
отчие поля.
И теперь,
когда вот новым светом
И моей
коснулась жизнь судьбы,
Все равно
остался я поэтом
Золотой
бревенчатой избы.
По ночам,
прижавшись к изголовью,
Вижу я, как
сильного врага,
Как чужая
юность брызжет новью
На мои поляны
и луга.
Но и все же
новью той теснимый,
Я могу
прочувственно пропеть:
Дайте мне на
родине любимой,
Все любя,
спокойно умереть".
Стихотворение
это датировано 1925 годом, относится к зрелой
лирике
поэта. В нем
выражены его сокровенные мысли. В строке
"радуясь,
свирепствуя и
мучась" - трудный исторический опыт,
который выпал на
долю
есенинского поколения. Стихотворение
построено на
традиционно
поэтических образах: ковыль как символ
русского пейзажа
и
одновременно символ тоски, полынь с ее
богатой символикой и
журавлиный
крик как знак разлуки. Традиционному
пейзажу, в
котором
олицетворением поэзии является не менее
традиционный "свет
луны",
противостоит "новый свет", скорее
абстрактный, неживой,
лишенный
поэзии. И в противоположность ему звучит
признание
лирического
героя есенинского стихотворения в
приверженности
вековому
деревенскому укладу. Особенно значим у
поэта эпитет
"золотой":
"Все равно останусь я поэтом /Золотой
бревенчатой избы".
Он один из
наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина,
но
обычно он
связан с цветовым понятием: золотой - то
есть желтый, но
непременно и с
оттенком высшей ценности: "роща золотая",
"золотою
лягушкой луна".
В этом стихотворении оттенок ценности
преобладает:
золотой не
только цвет избы, сколько символ ее
непреходящей
ценности как
символа уклада деревенской жизни с
присущей ей
красотой,
гармонией. Деревенская изба - это целый мир,
ее разрушение
не искупается
для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения
звучит несколько риторически, но в общем
контексте
поэзии С.Есенина
он воспринимается как глубокое и искреннее
признание
автора. Таким образом, тема родины в поэзии
С.Есенина
развивается
от безотчетной, почти по-детски
естественной
привязанности
к родному краю к осознанной, выдержавшей
испытания
трудным
временем перемен и переломов авторской
позиции.