Лирический герой в поэзии А

Лирический герой в поэзии А.А.Блока.

 

        Имя Александр  Александровича  Блока  тесно связано в сознании

читателей с символизмом.  Это литературное течение, прийдя в Россию из

Западной  Европы  на  рубеже 19 и 20 веков,  обогатившись достижениями

русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных

произведений,  среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, зани-

мают особое место.

 

        Своеобразие позиции поэта во многом уже  отразилось  в  первые

годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом от-

ношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-сим-

волиста к реальности,  к социальной тематике уже говорит само за себя.

Но,  с другой стороны, символическая философия, понимание своего места

в  жизни  также весьма показательны.  Стихотворение рисует три образа:

собравшихся у ворот людей,  "недвижный кто-то, черный кто-то", считаю-

щего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: "Я вижу все с

моей вершины..." Нахождение на вершине -это  как  бы  начальная  точка

творчества самого поэта,  из которой он шел вместе со своим лирическим

героем к реализму.

 

        Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной  Дамы.

Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Пе-

ред читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного

поэта.  /Ведь не секрет,  что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне

Менделеевой,  жене поэта/.  Поэт преклоняется перед идеалом красоты  и

женственности  и  ощущает себя рыцарем,  отдающим жизнь служению своей

Даме.  В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для созда-

ния которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л.Д.Менделее-

вой,  перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пуш-

кинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лиричес-

кий герой этого периода творчества Блока - романтик,  для которого лю-

бовь является высшей ценностью.

 

        Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем

символом самого поэта,  "Незнакомка".  Тема этого стихотворения  может

быть выражена следующей фразой:  идеал, потребность красоты приходит в

соприкосновение с отталкивающей реальностью.  Эту двойственность  поэт

отразил и в композиции произведения:  оно делится на две части. Первая

часть пронизана настроением ожидания "друга  единственного"  -  мечты,

идеального образа Незнакомки.  Но место встречи с ней - трактир. Умело

нагнетая описанием пейзажа,  использованием  звукового  ряда  ощущение

пошлости происходящего,  автор мотивирует состояние лирического героя.

Появление Незнакомки во второй части на время преображает действитель-

ность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех

оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы ос-

вещены с другой стороны.  Итог же - возврат в реальный мир,  невозмож-

ность спрятаться в забытьи.  Единственное возможное - продлевать  его:

"Ты право, пьяное чудовище, Я знаю - истина в вине."

 

        В этом  стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскры-

тии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Бло-

ка.

 

        Разработка подобных  образов в малой стихотворной форме все же

не давала возможности полно раскрыть их внутренний  мир,  эволюцию  во

времени.  Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад".  Основа сюжета

этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из  мира  сладких

грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое зна-

чение.  Так,  многие образы поэмы имеют библейское звучание.  На  осле

ехал Иисус,  чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка -

это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, вой-

дя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он по-

том неизбежно должен вернуться.

 

        В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути,

любви.  Герой  обогащен  новым знанием,  но он и опустошен беззаботным

счастьем.

 

        Образ опустошенного жизнью,  с нелегкой судьбой человека появ-

ляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихот-

ворение автобиографично.  Ведь незадолго до создания этого стихотворе-

ния Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь

лирического героя с самим поэтом.  В каждом его стихотворении этот об-

раз  несет  не только конкретную лирическую нагрузку,  но и становится

провозвестником общечеловеческих идей,  вечных ценностей.  Но Блок  не

уходит и от конкретных,  реальных событий.  В синтезе реального и иде-

ального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и сос-

тоит сущность лирического героя.  Он полностью отразил эволюцию поэта,

при этом сам многократно изменяясь.

 


Хостинг от uCoz