Лирический
герой в поэзии А.А.Блока.
Имя
Александр Александровича Блока тесно
связано в сознании
читателей с
символизмом. Это
литературное течение, прийдя в Россию из
Западной Европы на
рубеже 19 и 20 веков, обогатившись
достижениями
русской
стихотворной традиции, дало литературе
множество замечательных
произведений, среди которых поэзия
Блока. Образы, созданные им, зани-
мают особое
место.
Своеобразие
позиции поэта во многом уже отразилось в
первые
годы его
творчества в образах лирического героя.
Характерно в этом от-
ношении
стихотворение "Фабрика". С одной
стороны, обращение поэта-сим-
волиста к
реальности, к
социальной тематике уже говорит само за
себя.
Но, с другой стороны,
символическая философия, понимание своего
места
в жизни также весьма
показательны. Стихотворение
рисует три образа:
собравшихся у
ворот людей, "недвижный
кто-то, черный кто-то", считаю-
щего
пришедших, и, наконец, лирический герой,
говорящий: "Я вижу все с
моей вершины..."
Нахождение на вершине -это
как бы начальная точка
творчества
самого поэта, из
которой он шел вместе со своим лирическим
героем к
реализму.
Ранние
стихотворения Блока пронизаны образом
Прекрасной Дамы.
Его раскрытию
и постижению поэт посвятил целый цикл
стихотворений. Пе-
ред читателем
открывается особый мир влюбленного
человека, влюбленного
поэта. /Ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови
Дмитриевне
Менделеевой, жене поэта/. Поэт преклоняется перед идеалом
красоты и
женственности и
ощущает себя рыцарем,
отдающим жизнь служению своей
Даме. В стихотворении "Вхожу
я в темные храмы...", поводом для созда-
ния которого
стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с
Л.Д.Менделее-
вой, перед лирическим
героем появляется образ, который сравним с
пуш-
кинской
Мадонной. Это "чистейшей прелести
чистейший образец". Лиричес-
кий герой
этого периода творчества Блока - романтик, для которого лю-
бовь является
высшей ценностью.
Образ-символ
получил другое освещение в стихотворении,
ставшем
символом
самого поэта, "Незнакомка". Тема этого
стихотворения может
быть выражена
следующей фразой: идеал,
потребность красоты приходит в
соприкосновение
с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт
отразил и в
композиции произведения:
оно делится на две части. Первая
часть
пронизана настроением ожидания "друга единственного" - мечты,
идеального
образа Незнакомки. Но
место встречи с ней - трактир. Умело
нагнетая
описанием пейзажа, использованием звукового ряда
ощущение
пошлости
происходящего, автор
мотивирует состояние лирического героя.
Появление
Незнакомки во второй части на время
преображает действитель-
ность для
героя, что в художественном плане
выражается в перемене всех
оценочных
эпитетов, образов природы на
противоположные. Они как бы ос-
вещены с
другой стороны. Итог
же - возврат в реальный мир,
невозмож-
ность
спрятаться в забытьи. Единственное
возможное - продлевать его:
"Ты право,
пьяное чудовище, Я знаю - истина в вине."
В
этом стихотворении проявляется
тонкий психологизм в раскры-
тии образа
лирического героя, смена его состояний
очень важна для Бло-
ка.
Разработка
подобных образов в
малой стихотворной форме все же
не давала
возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во
времени. Это удалось сделать в
поэме "Соловьиный сад". Основа сюжета
этой поэмы -
неизбежность возврата лирического героя из мира сладких
грез и любви в
реальность. Герой обретает новое,
общечеловеческое зна-
чение. Так,
многие образы поэмы имеют библейское
звучание. На осле
ехал Иисус, чтобы указать
праведный путь, истину. Сад и его хозяйка -
это Адам и Ева.
Сад и остальной мир разделены только
оградой, но, вой-
дя в него,
лирический герой теряет свое место в той
жизни, куда он по-
том неизбежно
должен вернуться.
В
поэме решаются философские проблемы:
выбора жизненного пути,
любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен
беззаботным
счастьем.
Образ
опустошенного жизнью, с
нелегкой судьбой человека появ-
ляется в
стихотворении "О доблестях, о подвигах, о
славе". Это стихот-
ворение
автобиографично. Ведь
незадолго до создания этого стихотворе-
ния Блока
покинула его жена. Поэтому становится ясна
неразрывная связь
лирического
героя с самим поэтом. В
каждом его стихотворении этот об-
раз несет не только конкретную
лирическую нагрузку, но и становится
провозвестником
общечеловеческих идей,
вечных ценностей. Но
Блок не
уходит и от
конкретных, реальных
событий. В синтезе
реального и иде-
ального, в
отражении внутреннего мира поэта во всей
его глубине и сос-
тоит сущность
лирического героя. Он
полностью отразил эволюцию поэта,
при этом сам
многократно изменяясь.