ТЕМА РОДИНЫ И
ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
Скромное по
объему сравнительно с другими русскими
классиками,
творчество
Лермонтова внутренне едино и
целеустремленно. Лермонтов
мог бы сказать
о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь
думы
власть,/Одну,
но пламенную страсть..." и т.д. Белинский
очень точно
определил
смысл этой "думы": "нравственные
вопросы о судьбах и
правах
человеческой личности" - вот суть всего
лермонтовского
творчества. И
главным в этом творчестве, как и у Пушкина,
была
лирика.
Характер своего лирического героя
Лермонтов повторил во всех
других родах
своего творчества: и в героях поэм, и в
Арбенине, и в
Печорине.
Цельность
лирическому герою Лермонтова придает
система основных
мотивов его
лирики, проходящая через абсолютно все
стихотворения
великого
русского романтика. И как положено для
истинного
романтика,
исходным и определяющим оказывается мотив
резко
отрицательного
отношения к общественному бытию. Он
конкретизируется
в образе тирана и ведущей антитезе
изображения
дворянского
света: внешнем благообразии и жестокой
внутренней
бесчеловечности
("Смерть поэта", Как часто пестрою
толпою окружен").
Отрицательно
оценивает Лермонтов и обратную сторону
активной
бесчеловечности
дворянского света - опустошенность,
внутреннюю
мертвенность,
безвольную, рабскую покорность человека
палачам и
невеждам. Этот
мотив ведущий и универсальный в "Думе"
("Печально я
гляжу на наше
поколенье"), где все общепринятые
ценности поэт
признает
ложными.
Тиранам и
рабам противостоит у Лермонтова обладатель
острого ума и
живого
чувства, и чувство это - любовь к свободе.
Стремление к
свободе
порождает мятежность ("Парус"), желание
активно бороться за
нее ("Я жить
хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом
такой личности
остается
одиночество в "стране рабов, стране
господ" - второй
важнейший
лермонтовский мотив ("Утес", "На
севере диком"). Герой
обречен быть
вечным странником ("Нет, я не Байрон",
"Кинжал",
"Листок"),
изгнанником ("Тучи"), узником ("Желание"
- 1832, "Узник",
"Соседка").
Поэтому герой
уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже
Белинский
показал, что
самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы
общественно
значимо,
подготавливало будущую деятельность. В
своих размышлениях
лирический
герой Лермонтова проявляет стойкость,
мужество и
непримиримость
("Пророк").
Ухода в себя,
лирический герой Лермонтова делает свою
душу ареной
внутреннего
конфликта, отражающего его непримиренность
с
обществом
рабов-господ. До Лермонтова русская
литература
внутреннего
конфликта личности не знала, у Онегина он
лишь намечен
и разовьется
после окончания романа. Смысл этого
конфликта рас-
крывают
строки из "Думы": "И царствует в
груди какой-то холод
тайный,/ Когда
огонь кипит в крови", - жажда активной
жизни и
сознание ее
невозможности. Обе стороны этого
внутреннего конфликта
получили в
стихотворениях Лермонтова дальнейшее
раскрытие. "Холод
тайный"
приводит героя к пессимизму и
опустошенности: "И жизнь,
как
посмотришь с холодным вниманьем вокруг/
Такая пустая и глупая
шутка"; "И
к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя
насмешливо
назад". "Огонь в крови" заставляет
искать иную жизнь,
надеяться на
нее - третий и тоже характернейший
лермонтовский
мотив.
Стремление
отыскать иную жизнь может привести к
загробному
единению с
богом ("Ангел", "Ветка Палестины"),
но чаще всего мы
застаем героя
в поисках родной души ("На севере диком",
"Утес", "В
полдневный
жар в долине Дагестана"). Однако он не
верит в дружбу
("...друзей
клевета ядовитая..."), что же касается
любви - "Любить... но
кого же? на
время - не стоит труда,/А вечно любить
невозможно".
Поэтому
любовь в стихотворениях Лермонтова всегда
неразделенная,
непостоянная,
кончающаяся изменой. Безответственность и
непостоянство
женского чувства у Лермонтова нельзя
объяснить
биографией
поэта: несчастная любовь у него общественно
обусловлена.
Избавление от
одиночества герой находит в соединении с
природой.
Здесь, подобно
Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных"
к "Вновь
я посетил"),
Лермонтов от констатации равнодушия
природы к
человеку в
стихотворении "Когда волнуется
желтеющая нива" приходит
к преодолению
этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу
я один
на дорогу".
Освобождает
героя от внутренней конфликтности и
одиночества путь к
народу, к
народной жизни. "Бородино" - очень
важная веха на этом
пути, ярчайшее
проявление единства героя и массы вне
антитезы
рабов-господ,
То же в стихотворении "Валерик" ("Я к
вам пишу
случайно").
Народ помогает герою обрести родину.
Родина - одна
из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов
трактует
родину
байронически в духе пушкинской элегии "Погасло
дневное
светило",
чувство родины заменяет радость изгнанника
("Желание",
"Зачем я не
птица, не ворон степной", "Спеша на
север издалека").
Здесь родина
представлена в духе поздней лирики Пушкина
как место
рождения
будущего последнего успокоения.
Итоги исканий
героя находим в стихотворениях "Бородино"
и "Родина",
в них родина -
это народ в войне и мире. Характерно в
последнем
стихотворении
развитие лирической мысли от абстрактных
представлений
к конкретно-бытовым образам.
Общение с
народом как единственно действенное
лекарство от
одиночества и
определило понимание Лермонтовым фигуры
поэта.
Поэт для
Лермонтова - одно из конкретных проявлений
активности
личности
вообще. Творчество - значимая деятельность,
но свет никогда
не поймет
поэта ("Пророк"). Конфликт
лермонтовского героя с
обществом
задает деятельности поэта сатирико-обличительный
характер: "О
как мне хочется смутить веселость их/ и
дерзко бросить им
в глаза
железный стих,/ Облитый горечью и злостью...".
Противостояние
свету придает фигуре поэта функции пророка
и
выразителя
народных дум ("Смерть поэта", "Поэт",
"Пророк"). Такое
понимание
задач поэта привело к демократизации героя
последних
стихотворений
Лермонтова. В "Валерике" это простой
боевой офицер
среди
фронтовых будней, в "Завещании" ("Наедине
с тобою, брат") -
простой
солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему
Лермонтов
придал
характерные черты своего лирического героя,
но в его монологе
поэт
заговорил языком народа. Это стихотворение
вполне определенно
предваряет
монологи некрасовских крестьян.
Разберем с
детства знакомый "Парус" (1832). Это
стихотворение стало
хрестоматийным
потому, что оно очень понятно и доступно
самому
неподготовленному
читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в
том числе
овладел пушкинским талантом краткости и
простоты
словесной
формы при сохранении глубины смысла. В этом
отношении
"Парус"
представляет собой миниатюрную
энциклопедию основных
мотивов
лирики Лермонтова. По жанру это лирическая
новелла, т.е.
повествовательное
стихотворение с обобщающим суждением. "Парус"
символизирует
лермонтовского лирического героя. Конечно,
он в
первую
очередь одинок в житейском море и "в
стране далекой" и ищет
избавления от
одиночества, которое "кинул он в краю
родном". Бурная
стихия
привлекает и не пугает его, ибо избавиться
от одиночества он
предполагает
в активной деятельности. Как видим, у него
еще нет
"холода
тайного", но на возможность обретения
счастья он смотрит уже
пессимистически
(междометие "увы"). И бежит он, конечно,
не от
избытка
счастья в "краю родном". Очевидно, что,
кроме одиночества,
его погнало в
дорогу то же, что гонит на юг "тучки
небесные" в другом
стихотворении.
Между тем
вокруг прекрасный Божий мир. Характерно,
кстати, что
лазурь
встречается и в "Тучах" (1840), но
умиротворенность герою
"Паруса"
чужда. Ключевым понятием, новым словом
этого
стихотворения
является указание на мятежность героя.
Гармония и
покой Божьего
творения не для него. Мятежность -
характерная черта
духовного
мира людей 30-х годов. Об этом говорил
Белинский ("Жизнь
есть
действование, а действование есть борьба")
и Герцен ("Человеку
хочется
действовать, ибо одно действование может
вполне
удовлетворить
человека"). О таком человеке
лермонтовский "Парус", его
нравственные
качества как высшую жизненную ценность
поэт
утверждает
средствами лирики.