ТЕМА "МАЛЕНЬКОГО"
ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА
Если говорить
о таких писателях, как Гоголь и Достоевский,
то тема
"маленького
человека" постоянно присутствует в их
творчестве.
Лермонтов
ставил перед собой другую задачу: показать
незаурядную
личность,
которая страдает в бездействии, не видя
смысла в жизни,
потому что для
такой личности любая деятельность - это
мелочный
вздор. И все же
Лермонтов почти один из первых прозаиков в
русской
литературе
затронул эту тему.
Образ Максима
Максимовича из романа "Герой нашего
времени"
незабываем.
Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к
повести
"Бэла".
Автор встречает в пути сдержанного
пожилого офицера,
который
подает ему полезные советы. Это Максим
Максимович.
Называя "азиатов
бестиями", выманивающих деньги на водку,
он
лишний раз
убеждает нас в том, что слишком долго жил на
Кавказе и
хорошо знает
нравы и обычаи этой страны. Максим
Максимович с
первого
взгляда располагает к себе своей житейской
мудростью,
спокойной
непритязательностью, умением держаться с
достоинством.
Он редко кому
раскрывает душу, но если полюбит, то
навсегда. Словно
отец родной,
он опекает Белу, Печорина, подкармливает
Казбича и
Азамата.
Потому-то и приглашает его к себе в гости
мирной князь. По
происхождению
Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он
из
обедневшего
дворянства, без влиятельных связей и денег.
Несмотря на
свой возраст,
он всего лишь в чине штабс-капитана. Максим
Максимович не
привык заискивать перед "сильными мира
сего", и хотя
генерал
Ермолов давно в опале перед царем, Максим
Максимович не
боится с
уважением говорить о нем вслух. Он
безобиден, простоват,
поэтому ему
трудно разобраться в сложных чувствах
Печорина. Одно он
знает твердо -
людей обижать нельзя. Когда он отговаривает
Печорина
от похищения
Белы, понимая, что она быстро Печорину
наскучит, он
как бы заранее
предупреждает, что добром это не кончится.
Но у него
не хватает
силы воли настоять на своем или отдать
строгий приказ, ведь
Печорин по
положению в крепости является его
подчиненным. Весь
его протест
выразился в том, что он в присутствии
Печорина стал
надевать
мундир и не принимал его у себя, как раньше,
по-домашнему.
Старый
служака и порядочный человек, Максим
Максимович понимает
только одно,
что он виноват в смерти Белы не меньше, чем
Печорин, и
постоянно
внутренне казнит себя за это. Он давно
простил Печорина,
зная, что
молодые люди ветрены и недальновидны, но
себя он простить
не может.
Спустя несколько лет он вновь встречает
Печорина и с
радостью
готов кинуться ему на шею, потому что
Григорий был ему как
родной сын, но
в ответ получает всего лишь несколько
вежливых фраз
и холодную
улыбку. Максим Максимович поражен, он не
ожидал того,
что они
встретятся как чужие люди. По моему мнению,
Печорину вряд
ли была
приятна встреча: ведь Максим Максимович -
это молчаливый
укор его
далеко не благородному поступку. Не думаю,
чтоб у Печорина
действительно
было каменное сердце и он не мучился от
сознания, что
даром загубил
чистую душу. Я думаю, светский лоск,
привычка глубоко
прятать
истинные чувства, природный такт не
позволили бы Печорину
расцеловаться
со штабс-капитаном при встрече. Печорин,
страдая от
жалости к
Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к
нему холодно.
Но бедному
старику далеко до этих тонкостей. Он привык
жить среди
грубого
народа, это наложило .и на него самого какой-то
отпечаток.
Среда не
всегда влияет положительно, даже если от
природы у человека
много добрых
задатков. Конечно, одинокий человек чаще
привязывается
душою к людям, которые встречаются на его
пути.
Своей
добротой и мягкостью он покоряет, его
ласковая приветливость
и всепрощение
- редкие качества в жестоком мире. И если
автора
Максим
Максимыч поначалу встретил сухо, был
замкнут,
немногословен,
то в этом сказалась обида на Печорина. Он не
очерствел
душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь
прирасти
надолго. Штабс-капитан
много отдал Печорину душевного тепла,
поэтому-то
всех молодых людей он равняет по нему. Годы
выработали в
Максиме
Максимовиче осторожность и
наблюдательность, поэтому
быть на
дружеской ноге с попутчиком-автором ему не
хочется, но
постепенно
душа его вновь оттаивает, и он рассказывает
незнакомому
человеку /автору/
историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже
способствует
сближению. Картины горя, любви, борьбы
встают перед
автором.
Трагическая развязка неминуема. По мнению
многих, автор в
романе - это
сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле
попал на-
Кавказ, то,
видимо, и автор тоже изгнанник? Автор и
Максим
Максимыч
попадают в метель, но опытный штабс-капитан
не теряется.
Они
останавливаются в первой попавшейся сакле,
чтобы переждать
непогоду. О
себе Максим Максимович рассказывает
довольно скупо.
Единственно,
что мы узнаем, что у него нет семейства и с
двенадцати
лет он не.
имеет известий от отца и матери.
Стихотворение
Лермонтова "Завещание" написано от
лица старого
солдата. 'Это
можно отнести и к Максиму Максимычу:
Но если кто из
них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк
в
поход послали
И чтоб меня не ждали.
Бэла и Печорин
заменили семью Максим Максимовичу. Прошло
уже
пять лет, а он
все помнит о Бэле, печалится о ней.
Необузданные
страсти лишь
на время заманили скуку для Печорина, но
вскоре
Печорин с
тоской говорит: "Я надеялся, что скука не
живет под
черкесскими
пулями, но напрасно." Из этой фразы можно
сделать
вывод, что
Максим Максимыч - храбрый человек, так как
он не
временно, как
Печорин, а постоянно живет под черкесскими
пулями.
Душевная
опустошенность - это не только беда
Печорина, а веяние
века. Штабс-капитан
спрашивает у автора: "Неужто тамошняя
молодежь
вся такова?"
И узнает, что разочарование стало модой, ему
подражают,
его "донашивают",
как старое платье. Сострадательная душа
штабс-
капитана
жалеет Печорина как ребенка, который тяжело
болен и сам не
рад этому.
Максим Максимыч понимает, что Печорин не
играл в моду,
а был тоже
одинок, поэтому-то он и показался ему очень
близким
человеком.
Образ Максима
Максимовича - один из лучших образов в
русской
литературе.
Заслуга Лермонтова в том, что он не показал
его
униженным и
оскорбленным Акакием Акакиевичем из
гоголевской
"Шинели",
хотя Гоголь написал этот образ позже, а
показал человеком,
у которого
своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого
солдата, но
очень доброе и
чистое сердце.