Традиции Гоголя и Салтыкова

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского.  Сатира Мая-

ковского.

 

Поэт Маяковский вошел в наше сознание , в нашу культуру как "агитатор,

горлан,  главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические то-

мики,  как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неисто-

ва.  Ритм,  рифма,  шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают

творчество поэта.  Это,  действительно, поэт-гигант. И истинная оценка

его творчества еще впереди,  потому что он слишком крупен,объемен, его

поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

 

        Маяковский - поэт разносторонний.  Он мог писать  обо  всем  в

равной степени талантливо и необычно.  Поэтому его поэзия так многоли-

ка:  от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о це-

лой  стране ("Хорошо!);  от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных,

возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах",  "Флейта  -  позвоноч-

ник").

 

        Не исключением является и тема,  обличающая пошлость,  мещанс-

тво,  быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях

Маяковский верен традициям русской литературы,  так как продолжает те-

му,  начатую еще Фонвизиным,  Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедри-

ным.  Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе-

давшиеся",  то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр

комических  приемов  для  описания бюрократов и мещан,  чьи желания не

простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять"  в

новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпи-

теты,  и яркие сравнения,  и неожиданные аллегории,  но особенно  ярко

вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.

 

        Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ре-

визором". И то и другое являются законченными литературными произведе-

ниями,  обладающими завязкой,  кульминацией и развязкой.  Начало обоих

произведений гиперьболично:  безнадежные попытки чиновников попасть на

несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а

в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизо-

ра. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:

 

                И вижу,

 

                Сидят людей половины,

 

                О, дъявольщина!

 

                Где же половина другая?

 

        В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Бо-

лее плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности

она  не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например,  такими

ситуациями,  как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, прося-

щий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то

городе живет Петр Иванович Бобчинский".

 

        В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и  спра-

ведливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Проза-

седавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский по-

нимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

 

        Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни",  то здесь

мы найдем и гротеск в образе ожившего  Маркса,  призывающего  свернуть

головы  мещанским канарейкам,  и гиперболический эпитет "тихоокеанские

галифища,  и саркастическое выражение "мурло  мещанина",  и  сравнение

"зады,  крепкие  как умывальники".  Поэт без стеснения употребляет эти

тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который

"страшнее Врангеля".

 

        Это стихотворение  можно соотнести с пафосом творчества Салты-

кова-Щебрина.  В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встре-

чаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "По-

вести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного

города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием

фантастики.  Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в

которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

 

        В.В. Маяковский  следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина

не только в использовании литературных приемов,  но и в самой тематике

своих  сатирических произведений,  направленных против косности мышле-

ния,  бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Тра-

диции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова,

как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

 

 


Хостинг от uCoz