Н.А.Некрасов-народный поэт.
Н.А.Некрасов
вошел в историю
русской литературы как поэт-реа-
лист, рисующий
правдивые картины русской
действительности, и как выда-
ющийся журналист. Ведь
с его именем связаны названия
популярнейших
журналов
прошлого столетия "Современник" и
"Отечественные записки".
Именно на
страницах своих журналов печатал он свои
произведения, расс-
казывающие о
тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая
полоса", по-
эма "Мороз, красный нос", "Размышления
у парадного подъезда"), о тру-
довой и
беспросветной жизни городской бедноты (цикл
"О погоде", "Ого-
родник", "Еду ли ночью по
улице темной", "Вчерашний
день часу в шес-
том"), стихи,
посвященные А.Я.Панаевой ("Мы с тобой
бестолковые люди",
"Если мучимый страстью мятежной", "О,
письма женщины нам милой") и
многие другие
произведения.
Стихи Некрасова
впервые в русской поэзии с резкостью и прямо-
той раскрыли перед читателем
картины народной жизни.
Поэт изобразил
убогую
русскую деревню с ее печалью и нищетой, и
"несжатую полосу"
крестьянина, которому "моченьки нет". В произведениях нашли
отклик
страдания
простого человека.
Стихи
Некрасов имели огромный успех, все
чувствовали, что поя-
вился поэт,
которого еще не было на Руси. Он произнес
обличительный
приговор
самодержавию, высказал
свою любовь к народу и светлую веру в
прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта
относится к 60-м
годам XIX века. В это "трудное и
лихое" время его
муза заговорила
"бойким"
языком. Чернышевский
о нем писал: "Вы
теперь лучшая - можно
сказать, единственная
прекрасная надежда нашей литературы". Родине и
народу
посвящены многие стихотворения поэта. Еще в
ранний период твор-
чества
Некрасова обнаружилось,
что "родина", "земля"
- для него все-
поглощающая тема.
Трудно себе представить какое-нибудь
стихотворение
Некрасова, в котором не было бы
русской природы и русских людей. "Да,
только здесь могу я быть поэтом!"
- воскликнул он, вернувшись из-за
границы. Чужбина никогда не
привлекала его, поэт даже попытки не сде-
лал отречься
хотя бы на короткое время "от песни, что
навеяна метелями
и вьюгами
родимых деревень". Поэт благоговел перед
Родиной; он сердеч-
но изображал
деревню, крестьянские
избы, русский
пейзаж: "Опять она,
родимая
сторона, с ее
зеленым благодатным летом..." Из той пламенной
любви к Родине, к ее великому народу и
изумительной русской природе и
выросла
поэзия, которая составляет наше богатство.
Поэт
болел за судьбу России и призывал к работе
по преобразо-
ванию ее в "могучую
и всесильную" страну.
Поэт высоко ценил в русском
народе его
активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну
любезную.
Вынес достаточно русский народ..."
Некрасов угадывал великую
роль России: "Покажет Русь, что есть в ней люди,
что есть грядущее у
ней..." Поэт посылает
проклятье угнетателям народа - "владельцам
рос-
кошных палат".
Изображению
народного героя посвящены наиболее
известные сти-
хотворения Некрасова. Некрасов был
певцом народа-пахаря
и любовно
изображал
крестьянина, идущего
за сохой. И видел поэт, как тяжела его
жизнь, слышал,
как стоном стелется его тоска над
бесконечным простором
лугов и полей,
как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует
порабощенному
народу: "Назови
мне такую обитель, я такого угла не видал,
где бы сея-
тель твой и
хранитель, где бы русский мужик не стонал".
Отдельные эпи-
зоды
превращаются в широкую картину крепостной
действительности. "За-
бытая деревня"
- это название относится не только к одной
деревни, но
и ко всей
стране, в которой
таким "забытым" деревням нет числа. С
кем
бы ни
встречались мужики в поэме "Кому на Руси
жить хорошо", они всюду
вместо
счастливой жизни видели непосильный труд,
великое горе, безмер-
ные народные
страдания.
Много
тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней челове-
ческих слез и
горя. Но есть в
поэзии Некрасова и русский размах нату-
ры, который
зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди
в огонь за честь
отчизны, за убежденья, за любовь. Иди
и гибни безупречно. Умрешь не
даром. Дело
прочно, когда под ним струится кровь!"
О
том, что Некрасов был действительно
народным поэтом, свиде-
тельствует и
то, что многие его стихи стали песнями,
романсами ("Коро-
бейники",
романс о разбойнике Кудеяре).