Некрасов о
предназначении поэта и поэзии.
Тема
предназначения поэта и поэзии является
традиционной для
русской
литературы. Она прослеживается в
творчестве Державина, Кюхель-
бекера, Рылеева, Пушкина ,
Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра-
сов уделяет
большое внимание предназначению поэта и
поэзии, их роли в
жизни
общества.
Кюхельбекер
первым до Пушкина и
Лермонтова назвал поэта "про-
роком". Положение пророка
призывало поэта находиться над
толпой в
борьбе за
идеалы свободы, добра
и справедливости, не обращая внимания
на нападки. Пушкин, близкий к
декабристским кругам, после разгрома
восстания 1825 года написал
своего "Пророка", сходного
по духу с Кю-
хельбекеровским.
Глас бога взывает к поэту:
Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Идут
годы. Когда наступает пора творческой
зрелости М.Ю.Лер-
монтова, его
пророк уже другой. Он также наделен божьим
даром всевиде-
ния, но если пушкинский
пророк идет к людям, стремится донести до
них
близкие поэту
идеалы, то
лермонтовский бежит от людей в пустыню.
Видя
их пороки, он не находит в себе
сил для борьбы. Поэт
Некрасов - это
пророк, которого к людям "послал бог
гнева и печали", его путь тер-
нист, потому
что поэт проходит этот путь с карающей
лирой в руках, не-
годуя и
обличая. Поэт понимает, что снискать
всеобщую любовь таким об-
разом
невозможно: "Его
преследуют хулы: он ловит звуки одобренья
не в
сладком
ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".
Но
его позиция: "Не
может сын глядеть спокойно на горе матери
родной", -
есть позиция поэта-гражданина,
продолженная потом Л.Н.Толс-
тым: "Не
могу молчать!"
Наиболее
полно некрасовское кредо изложено в стихотворении
"Поэт и
гражданин" (1856 г.). написанное
в форме диалога, оно
предс-
тавляет собой
полемику с широко распространенными в то
время взглядами
на искусство
как на нечто возвышенное, чуждое земным
страданиям.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуком сладких и молитв.
Главная
мысль, которая
утверждается Некрасовым в этом споре,
звучит как
лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не
быть, но граждани-
ном быть
обязан".
Эта
тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на-
чинается
строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она.
В
стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает
молодежь сеять
"разумное, доброе, вечное", так
как семена разума, просвещения обяза-
тельно дадут
всходы, за которые
"спасибо вам скажет сердечное Русский
народ".
Идеал
поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в
поэме "Кому
на Руси
жить хорошо" в образе Гриши
Добросклонова, которому
"судьба
готовила путь
славный, имя громкое народного заступника,
чахотку и Си-
бирь".
Прототипом
для создания образа Гриши
Добросклонова является,
безусловно, Добролюбов, о котором
Некрасов в стихотворении, посвящен-
ном третьей
годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
В
произведениях Некрасова
очень часто встречаются размышления
о Музе, которая вдохновляла
его творчество и которой он служил ("Му-
за", "Вчерашний
день, часу в шестом", "Угомонись, моя
Муза задорная!",
"О, Муза!
Я у двери гроба" и другие). Причем
перед нами возникает не
образ
прекрасной женщины, богини, а образ
страдающей крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни слова из ее груди,
Лишь бич свистел, играя,
И Музе я сказал: смотри-
Сестра твоя родная.
Эта
"кнутом иссеченная
Муза", "Муза
мести и печали" проходит
через все
творчество поэта.
В
заключение хотелось бы сказать еще раз о
поэтическом завеща-
нии поэта, об "Элегии", тема
которого сопоставима, пожалуй, с "Памят-
ником" А.С.Пушкина.
Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
И
действительно, имя
поэта прочно вошло в анналы русской поэ-
зии и навсегда
останется в сердце и памяти народной.