Некрасов о предназначении поэта и поэзии

Некрасов о предназначении поэта и поэзии.

 

 

 

        Тема предназначения  поэта  и поэзии является традиционной для

русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель-

бекера,  Рылеева, Пушкина , Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра-

сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии,  их роли в

жизни общества.

 

        Кюхельбекер первым  до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про-

роком".  Положение пророка призывало поэта  находиться  над  толпой  в

борьбе за идеалы свободы,  добра и справедливости, не обращая внимания

на нападки.  Пушкин,  близкий к декабристским кругам,  после  разгрома

восстания  1825 года написал своего "Пророка",  сходного по духу с Кю-

хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту:

 

                Восстань пророк, и виждь, и внемли,

 

                Исполнись волею моей,

 

                И, обходя моря и земли,

 

                Глаголом жги сердца людей.

 

        Идут годы.  Когда наступает пора творческой зрелости  М.Ю.Лер-

монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде-

ния,  но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них

близкие поэту идеалы,  то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя

их пороки,  он не находит в себе сил для борьбы.  Поэт Некрасов -  это

пророк,  которого  к людям "послал бог гнева и печали",  его путь тер-

нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не-

годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об-

разом невозможно:  "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в

сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".

 

        Но его позиция:  "Не может сын глядеть спокойно на горе матери

родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс-

тым: "Не могу молчать!"

 

        Наиболее полно  некрасовское  кредо  изложено  в стихотворении

"Поэт и гражданин" (1856 г.).  написанное в форме диалога,  оно предс-

тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами

на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.

 

                Мы рождены для вдохновенья,

 

                Для звуком сладких и молитв.

 

        Главная мысль,  которая утверждается Некрасовым в этом  споре,

звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани-

ном быть обязан".

 

        Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия",  которое прямо на-

чинается строками:

 

                Пускай нам говорит изменчивая мода,

 

                Что тема старая страдания народа

 

                И что поэзия забыть ее должна,

 

                Не верьте, юноши, не стареет она.

 

        В стихотворении  "Сеятелям"  Некрасов призывает молодежь сеять

"разумное,  доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза-

тельно дадут всходы,  за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский

народ".

 

        Идеал поэта,  борца за свободу,  рисует Некрасов в поэме "Кому

на  Руси  жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова,  которому "судьба

готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си-

бирь".

 

        Прототипом для  создания  образа Гриши Добросклонова является,

безусловно,  Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен-

ном третьей годовщине его смерти, сказал:

 

                Какой светильник разума угас!

 

                Какое сердце биться перестало!

 

        В произведениях  Некрасова очень часто встречаются размышления

о Музе,  которая вдохновляла его творчество и которой он служил  ("Му-

за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!",

"О,  Муза!  Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не

образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:

 

                Вчерашний день, часу в шестом

 

                Зашел я на Сенную.

 

                Там били женщину кнутом,

 

                Крестьянку молодую.

 

                Ни слова из ее груди,

 

                Лишь бич свистел, играя,

 

                И Музе я сказал: смотри-

 

                Сестра твоя родная.

 

        Эта "кнутом  иссеченная Муза",  "Муза мести и печали" проходит

через все творчество поэта.

 

        В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща-

нии поэта,  об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят-

ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы:

 

                Я лиру посвятил народу своему.

 

                Быть может, я умру, неведомый ему,

 

                Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

 

        И действительно,  имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ-

зии и навсегда останется в сердце и памяти народной.

 

 


Хостинг от uCoz