Изображение народа в поэме Некрасова

Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .

 

        "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей.  В  центре

ее - изображение пореформенной России.  Некрасов писал поэму в течении

двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно

широко охватывает народную жизнь.  Некрасов хотел изобразить в ней все

социальные слои:  от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и

не была закончена - помешала смерть поэта.

 

        Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в

заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

 

        Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро-

са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно

понять,  о каком периоде говорит Некрасов.  Поэт имеет  ввиду  реформу

1861 года,  по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем-

ли, попали в еще большую кабалу.

 

        Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить  даль-

ше,  о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив

голодной жизни крестьянства,  которого "тоска-беда измучила" звучит  с

особой силой в песне,  названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не

смягчает красок,  показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред-

рассудки и пьянство в крестьянском быту.

 

        Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием

тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус-

топорожняя волость,  деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,

Горелово,  Неелово.  В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп-

равная,  голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-

цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде ,

крестьяне - люди "досыта не едавшие,  несолоно хлебавшие".  Изменилось

только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

 

         С нескрываемым сочувствием относится автор к тем  крестьянам,

которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.  В от-

личие от мира эксплуататоров и моральных уродов,  холопов вроде Якова,

Глеба,  Сидора,  Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную

человечность,  способность к самопожертвованию, душевное благородство.

Это  Матрена Тимофеевна,  богатырь Савелий,  Яким Нагой,  Ермил Гирин,

Агап Петров,  староста Влас,  семь правдоискателей и другие. У каждого

из  них своя задача в жизни,  своя причина "искать правду",  но не все

они вместе свидетельствуют о том,  что крестьянская Русь уже  пробуди-

лась,  ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро-

да:

 

                Не надо мне ни серебра,

 

                Ни золота, а дай Господь,

 

                Чтоб землякам моим

 

                И каждому крестьянину

 

                Жилось вольготно, весело

 

                На всей святой Руси!

 

        В Якиме  Нагом  представлен  своеобразный  характер  народного

правдолюбца,  крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби-

вой нищенской жизнью,  как и все крестьянство.  Но он отличается непо-

корным  нравом.  Яким честный труженик с большим чувством собственного

достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так

убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

 

                У каждого крестьянина

 

                Душа, что туча черная,

 

                Гневна, грозна - и надо бы

 

                Громам греметь оттудова,

 

                Кровавым лить дождям,

 

                А все вином кончается.

 

        Примечателен и Ермил Гирин.  Грамотный мужик,  он служил писа-

рем,  прославился на всю округу справедливостью,  умом и  бескорыстной

преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на-

род выбрал его на эту должность.  Однако Некрасов не  делает  из  него

идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает

в рекруты сына Власьевны,  а затем в порыве раскаяния чуть не  кончает

жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в

тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству-

ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка-

честв крестьянства.

 

        Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский

протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав-

да,  расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный  характер,  но

такова была действительность крепостного общества.  Крестьянские бунты

возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян  помещи-

ками и управляющими их имений.

 

        Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун-

тари,  такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по-

ведение  говорит о пробуждающимся сознании крестьянства,  о накипающем

протесте его против угнетения.  Некрасов писал  об  угнетенном  народе

своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"

могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж-

дой и верой:

 

                Рать поднимается

 

                Неисчислимая,

 

                Сила в ней скажется

 

                Несокрушимая.

 

        Крестьянская тема в поэме неисчерпаема,  многогранна,  вся об-

разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В

этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену

Тимофеевну,  прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо-

лопского звания,  например, "холопа примерного Якова верного", который

сумел-таки отомстить своему барину-обидчику,  и работящих крестьян  из

главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем

Утятиным,  притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие

другие образы поэмы.

 

        Все эти образы,  даже эпизодические,  создают мозаичное, яркое

полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри-

тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма-

териале,  создает впечатление русской народной песни,  исполняемой  на

многие голоса.

 


Хостинг от uCoz