Изображение
народа в поэме Некрасова "Кому на Руси
жить хорошо" .
"Кому
на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В
центре
ее -
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму
в течении
двадцати лет,
собирая материал для нее "по словечку".
Поэма необычайно
широко
охватывает народную жизнь.
Некрасов хотел изобразить в ней все
социальные
слои: от
крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма
так и
не была
закончена - помешала смерть поэта.
Главная
проблема, главный вопрос произведения уже
ясно виден в
заглавии
произведения: "Кому на Руси жить хорошо"
- проблема счастья.
Поэма
Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
начинается с вопро-
са: "В каком
году - рассчитывай, в какой земле угадывай".
Но не трудно
понять, о каком периоде
говорит Некрасов. Поэт
имеет ввиду реформу
1861 года, по которой "освободили"
крестьян, а те, не имея своей зем-
ли, попали в
еще большую кабалу.
Через
всю поэму проходит мысль о невозможности
так жить даль-
ше, о тяжелой
крестьянской доле, о крестьянском
разорении. Этот мотив
голодной
жизни крестьянства, которого
"тоска-беда измучила" звучит с
особой силой в
песне, названной
Некрасовым "Голодная". Причем поэт не
смягчает
красок, показывая
нищету, грубость нравов, религиозные пред-
рассудки и
пьянство в крестьянском быту.
Положение
народа с предельной отчетливостью рисуется
названием
тех мест,
откуда родом крестьяне-правдоискатели:
уезд Терпигорев, Пус-
топорожняя
волость, деревни
Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,
Горелово, Неелово. В поэме очень ярко
изображена безрадостная, бесп-
равная, голодная жизнь народа.
"Мужицкое счастье, - с горечью воскли-
цает поэт, -дырявое
с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и
прежде ,
крестьяне -
люди "досыта не едавшие,
несолоно хлебавшие".
Изменилось
только то, что
теперь их вместо барина драть будет
волостной.
С
нескрываемым сочувствием относится автор к
тем крестьянам,
которые не
мирятся со своим голодным бесправным
существованием. В
от-
личие от мира
эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,
Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из
крестьян в поэме сохранили подлинную
человечность, способность к
самопожертвованию, душевное благородство.
Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил
Гирин,
Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей
и другие. У каждого
из них своя задача в
жизни, своя причина
"искать правду", но
не все
они вместе
свидетельствуют о том, что
крестьянская Русь уже пробуди-
лась, ожила.
Правдоискателям видится такое счастье для
русского наро-
да:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В
Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного
правдолюбца, крестьянского "праведника".
Яким живет той же трудолюби-
вой нищенской
жизнью, как и все
крестьянство. Но он
отличается непо-
корным нравом. Яким честный труженик
с большим чувством собственного
достоинства.
Яким и умен, он прекрасно понимает, почему
крестьянин так
убого, так
плохо живет. Это ему принадлежат такие
слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином
кончается.
Примечателен
и Ермил Гирин. Грамотный
мужик, он служил писа-
рем, прославился на всю
округу справедливостью,
умом и бескорыстной
преданностью
народу. Примерным старостой показал себя
Ермил, когда на-
род выбрал его
на эту должность. Однако
Некрасов не делает из него
идеального
праведника. Ермил, пожалев своего младшего
брата, назначает
в рекруты сына
Власьевны, а затем
в порыве раскаяния чуть не
кончает
жизнь
самоубийством. История Ермила завершается
печально. Он посажен в
тюрьму за свое
выступление во время бунта. Образ Ермила
свидетельству-
ет о таящихся
в русском народе духовных силах, богатстве
моральных ка-
честв
крестьянства.
Но
лишь в главе "Савелий - богатырь
святорусский" крестьянский
протест
превращается в бунт, завершающийся
убийством угнетателя. Прав-
да, расправа с немцем-управляющим
носит пока стихийный характер, но
такова была
действительность крепостного общества. Крестьянские бунты
возникали
стихийно как ответ на жестокие притеснения
крестьян помещи-
ками и
управляющими их имений.
Не
кроткие и покорные близки поэту, а
непокорные и смелые бун-
тари, такие как Савелий, "богатырь
святорусский", Яким Нагой, чье по-
ведение говорит о
пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем
протесте его
против угнетения. Некрасов
писал об угнетенном народе
своей страны с
гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру
сокрытую"
могучих
внутренних сил, заложенных в народе, и
смотрел вперед с надеж-
дой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема,
многогранна, вся
об-
разная
система поэмы посвящена теме раскрытия
крестьянского счастья. В
этой связи
можно вспомнить и "счастливую"
крестьянку Корчагину Матрену
Тимофеевну, прозванную за особое
везение "губернаторшею", и людей хо-
лопского
звания, например,
"холопа примерного Якова верного",
который
сумел-таки
отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из
главы "Последыш",
которые вынуждены ломать комедию перед
старым князем
Утятиным, притворяясь, что не
было отмены крепостного права, и многие
другие образы
поэмы.
Все
эти образы, даже
эпизодические, создают
мозаичное, яркое
полотно поэмы,
перекликаются друг с другом. Этот прием был
назван кри-
тиками
полифонией. Действительно, поэма,
написанная на фольклорном ма-
териале, создает впечатление
русской народной песни,
исполняемой на
многие голоса.