Особенности
прозы А.Платонова.
Неисправимый
идеалист и романтик, Платонов
верил в "жизненное
творчество
добра", в "мир
и свет", хранящиеся
в человеческой душе, в
занимающуюся
на горизонте истории "зарю прогресса
человечества". Писа-
тель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей
"экономить
свою природу", "выключать
сознание", переходить
"изнутри вовне", не
оставляя в
душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение
самого
себя".
Он понимал,
почему "жизнь на время оставляет" того
или иного человека,
подчиняя его
без остатка ожесточенной борьбе, почему
"неугасимая
жизнь" то и
дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и
войну.
А.Платонов
принадлежит к тем немногочисленным авторам,
кто ус-
лышал в
революции не только "музыку", но и отчаянный крик.
Он увидел,
что добрым
желаниям иногда соответствуют злые дела, а
в замыслах добра
кто-то предусмотрел для
усиления своей власти уничтожение многих
ни в
чем не
повинных людей, якобы
мешающих общему благу. Все, что было
опубликовано из
произведений Платонова
до последнего лет, не
могло
дать полного
представления ни о его мощи как писателя, ни
совершить
той работы по
формированию духовности человека, которая оказалась под
силу таким
произведениям, как
"Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное
мо-
ре". Платонов ни на кого не
похож. Каждый , кто впервые открывает его
книги, сразу
же вынужден отказаться от привычной
беглости чтения: глаз
готов
скользить по знакомым очертаниям слов, но
при этом разум отказы-
вается
поспевать за временем. Какая-то сила
задерживает восприятие чи-
тающего на
каждом слове, каждом
сочетании слов. И здесь не тайна мас-
терства, а
тайна человека, разгадывание которой, по
убеждению Достоев-
ского, есть
единственное дело, достойное того,чтобы посвятить
ему
жизнь.
Герои
Платонов говорят о "пролетарском
веществе". Сам Платонов
говорил о "социалистическом
веществе". В эти понятия он включает
живых
людей. У Платонова идея и
человек не сливаются. Идея не закрывает че-
ловека
наглухо. В его
произведениях мы видим именно "социалистическое
вещество", которое стремится из
себя самого построить абсолютный иде-
ал.
Из
кого же состоит живое "социалистическое
вещество" у Плато-
нова? Из романтиков жизни в
самом полном смысле слова. Они
мыслят
масштабными
общечеловеческими категориями и свободны
от каких бы то ни
было
проявлений эгоизма. На
первый взгляд может показаться, что
это
люди с
асоциальным мышлением,
поскольку их ум не ведает никаких соци-
ально-административных
ограничений. Они не
притязательны, неудобства
быта
переносят легко, как бы не замечая их вовсе.
Откуда эти люди при-
ходят, каково их
биографическое прошлое - не всегда можно
установить,
поскольку для
Платонова это не самое важное.
Все
они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и
вполне
определенная
социальная направленность их устремлений заключается в
поставленной
цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо
ждать
достижения мечты. Именно они когда-нибудь
смогут обратить фанта-
зию в реальность и сами не
заметят этого. Этот
тип людей представлен
инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами -
людьми
раскрепощенной мысли.
Герои-романтики
Платонова политикой, как таковой, не
занимают-
ся. Потому что они
рассматривают свершившуюся революцию как решенный
политический вопрос. Все,
кто этого не хотел, потерпел
поражение и
сметены. И еще потому они не
занимаются политикой, что
в начале 20-х
годов новое
советское государство еще не сложилось,
сложилась власть и
аппарат
власти.
Вторая
группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформи-
ровавшиеся на
фронтах гражданской войны. Бойцы.
Чрезвычайно ограничен-
ные натуры, какие в массовом
порядке обычно порождает эпоха битв.
Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные.
Все в них
запрограммировано
на действие. В силу понятных причин именно
они, вер-
нувшись с
фронта, пользовались
в победившей республике безоговорочным
доверием и
моральным правом на руководящие посты. Они
приступают к де-
лу с
наилучшими намерениями и с присущей им
энергией, но вскоре обна-
руживается,
что большинство из них в новых условиях
чисто автоматичес-
ки руководят
так, как
командовали полками и эскадронами на войне.
По-
лучив посты в
управлении, они не
умели ими распорядиться. Непонимание
происходящего
порождало в них повышенную
подозрительность. Они запута-
лись в
отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах.
Безграмотность была
той почвой, на которой расцветало
насилие. В романе "Чевенгур" Андрей
Платонов
изобразил именно таких людей. Получив
неограниченную власть
над уездом, они в приказном
порядке решили отменить труд. Рассуждали
примерно так:
труд - причина народных страданий,
поскольку трудом соз-
даются
материальные ценности,
которые приводят к имущественному нера-
венству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства:
труд. Кормиться же следует
тем, что природа
рождает. Так, по своей
безграмотности, они приходят к
обоснованию теории первобытнообщинного
коммунизма. У
героев Платонова не было знаний и не было
прошлого, поэ-
тому им все
заменяла вера. С
тридцатых годов окликает нас
Платонов
своим
особенным, честным
и горьким, талантливым
голосом, напоминая,
что путь
человека, при каком
бы социальном и политическом устройстве
он ни пролегал,
всегда труден, полон обретений и потерь. Для
Платонова
важно, чтобы
не был бы разрушен человек.
Многое
роднит писателя Андрея Платонова с его
персонажами -
правдоискателями:
та же вера в существование некоего "плана
общей жиз-
ни"; те же мечты о
революционном переустройстве всей жизни, и не ме-
нее, как в
масштабе всего человечества, вселенной; та
же утопия всеоб-
щего
коллективного творчества жизни, в
процессе которого рождается
"новый
человек " и "новый мир".