Особенности прозы А

Особенности прозы А.Платонова.

 

 

 

        Неисправимый идеалист и романтик,  Платонов верил в "жизненное

творчество добра",  в "мир и свет",  хранящиеся в человеческой душе, в

занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писа-

тель-реалист,  Платонов  видел причины,  заставляющие людей "экономить

свою природу",  "выключать сознание",  переходить "изнутри вовне",  не

оставляя в душе ни единого "личного чувства",  "терять ощущение самого

себя".

 

Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека,

подчиняя  его  без  остатка  ожесточенной  борьбе,  почему "неугасимая

жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

 

        А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто ус-

лышал в революции не только "музыку",  но и отчаянный крик. Он увидел,

что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра

кто-то  предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в

чем не повинных людей,  якобы мешающих общему  благу.  Все,  что  было

опубликовано  из  произведений  Платонова до последнего лет,  не могло

дать полного представления ни о его мощи как  писателя,  ни  совершить

той работы по формированию духовности человека,  которая оказалась под

силу таким произведениям,  как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное мо-

ре".  Платонов ни на кого не похож. Каждый , кто впервые открывает его

книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз

готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказы-

вается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие чи-

тающего на каждом слове,  каждом сочетании слов. И здесь не тайна мас-

терства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоев-

ского,  есть  единственное  дело,  достойное  того,чтобы посвятить ему

жизнь.

 

        Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов

говорил о "социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых

людей.  У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает че-

ловека наглухо.  В его произведениях мы видим именно "социалистическое

вещество",  которое стремится из себя самого построить абсолютный иде-

ал.

 

        Из кого  же состоит живое "социалистическое вещество" у Плато-

нова?  Из романтиков жизни в самом полном  смысле  слова.  Они  мыслят

масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни

было проявлений эгоизма.  На первый взгляд может показаться,  что  это

люди с асоциальным мышлением,  поскольку их ум не ведает никаких соци-

ально-административных ограничений.  Они не притязательны,  неудобства

быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди при-

ходят,  каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить,

поскольку для Платонова это не самое важное.

 

        Все они  - преобразователи мира.  Гуманизм этих людей и вполне

определенная социальная направленность их  устремлений  заключается  в

поставленной цели подчинить силы природы человеку.  Именно от них надо

ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фанта-

зию  в реальность и сами не заметят этого.  Этот тип людей представлен

инженерами,  механиками,  изобретателями,  философами,  фантазерами  -

людьми раскрепощенной мысли.

 

        Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимают-

ся.  Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как  решенный

политический  вопрос.  Все,  кто этого не хотел,  потерпел поражение и

сметены.  И еще потому они не занимаются политикой,  что в начале 20-х

годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и

аппарат власти.

 

        Вторая группа персонажей - это романтики битвы,  люди, сформи-

ровавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограничен-

ные натуры,  какие в массовом порядке  обычно  порождает  эпоха  битв.

Бесстрашные,  бескорыстные,  честные, предельно откровенные. Все в них

запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вер-

нувшись с фронта,  пользовались в победившей республике безоговорочным

доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к де-

лу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией,  но вскоре обна-

руживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматичес-

ки руководят так,  как командовали полками и эскадронами на войне. По-

лучив посты в управлении,  они не умели ими распорядиться. Непонимание

происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запута-

лись в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была

той почвой,  на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей

Платонов изобразил именно таких людей.  Получив неограниченную  власть

над уездом,  они в приказном порядке решили отменить труд.  Рассуждали

примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом соз-

даются материальные ценности,  которые приводят к имущественному нера-

венству.  Стало быть,  надо  ликвидировать  первопричину  неравенства:

труд.  Кормиться же следует тем,  что природа рождает.  Так,  по своей

безграмотности,  они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного

коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэ-

тому им все заменяла вера.  С тридцатых годов  окликает  нас  Платонов

своим особенным,  честным и горьким,  талантливым голосом,  напоминая,

что путь человека,  при каком бы социальном и политическом  устройстве

он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова

важно, чтобы не был бы разрушен человек.

 

        Многое роднит писателя Андрея Платонова с  его  персонажами  -

правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жиз-

ни";  те же мечты о революционном переустройстве всей жизни,  и не ме-

нее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеоб-

щего коллективного творчества жизни,  в  процессе  которого  рождается

"новый человек " и "новый мир".

 


Хостинг от uCoz