Борьба двух
"миров" в поэме Блока "Двенадцать".
Александр
Блок прошел огромный путь от камерного
поэта, воспе-
вавшего "розовое облако
грез" и "милого воина", "одетого в серебро",
до создателя
поэмы "Двенадцать", с огромной силой
выразившего страшную
" музыку разрушения"
и тоску по другой музыке,
музыке "нового века",
который "взойдет
средь всех несчастных поколений".
Поэма
"Двенадцать" -одно из самых сильных и
современных произ-
ведений
русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный
дневник
революционных событий.
В
основе произведения конфликт, борьба
старого и нового, борь-
ба двух "миров".
Поэт выступает за созидание в революции, а
не за раз-
решение. Его
влечет поэзия революции, но пугает русский
бунт, которого
так боялся еще
Пушкин.
Поэма
"Двенадцать" построена на контрастах:
"Черный вечер. Бе-
лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему
изображению "буржуй на
перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать
человек".
Автор
сочувственно относится к красноармейцу
Петрухе, который не вор,
не убийца. Он
идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй,
как пес голод-
ный, стоит безмолвный, как вопрос, и
старый мир... стоит,
поджавши
хвост".
Ничто
не может противостоять стихии народной
революции. Но со-
зидание
сложнее разрушения. Нравственно-эстетический
конфликт поэмы -
столкновение добра и
зла, будущего и прошлого - в самих
людях. На
авансцену
вышли прежде всего обездоленные и
униженные. Автор сочувс-
твует им. Но
каждый ли способен выдержать экзамен на
звание нового че-
ловека. Революция изображена
у Блока с человеческим лицом, а
не с
кровью и
убийством. Революция
Блока несет добро и справедливость, по-
тому что: "нежной поступью
надвьюжной, снежной
россыпью жемчужной, в
белом венчике
из роз - впереди - Исус Христос".
Последняя
фраза вполне поясняет революционный триумф
в христи-
анском
понимании поэта. В
конце поэмы мы видим уже не
"голытьбу", а
революционный
народ, идущий в будущее "державным шагом".
В
этом произведении показано восприятие
Октября интеллигентным
поэтом. Не будучи
революционером, соратником большевиков,
"пролетарс-
ким"
писателем или "выходцем из низов", Блок
принял революцию, но при-
нял Октябрь
как роковую неизбежность,
как неотвратимое событие исто-
рии, как
сознательный выбор русской
интеллигенции, приблизившей тем
самым великую
национальную трагедию.
Отсюда
его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция -
это возмездие бывшему господствовавшему
классу, оторванной
от народа
интеллигенции, рафинированной
"чистой", в значительной сте-
пени
элитарной культуре, деятелем и творцом
которой он был сам.