СКАЗКИ
САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА
Салтыков-Щедрин
- один из величайших сатириков мира. Всю
свою
жизнь он
посвятил борьбе за освобождение русского
народа, критикуя в
своих
произведениях самодержавие и
крепостничество, а после
реформы 1861
года - пережитки крепостного права,
оставшиеся в быту
и психологии
людей. Сатирик критиковал не только
деспотизм и
эгоизм
угнетателей, но и покорность угнетаемых, их
долготерпение,
рабскую
психологию. Если Гоголь верил в то, что его
сатира поможет
исправить
некоторые недостатки в государственном
устрое России, то
революционер-
демократ Щедрин приходит к выводу, что надо
разрушить
старую Русь, и призывает к этому в своих
произведениях.
Понимая, что
революцию может совершить только народ,
Щедрин
старается
разбудить самосознание народа, зовет его на
борьбу. Во всем
блеске
раскрылся талант сатирика в его сказках.
Этот жанр позволяет
скрыть
истинный смысл произведения oт цензуры. В
сказках Щедрин
раскрывает
тему эксплуатации народа, дает
уничтожающую критику
дворянам,
чиновникам - всем тем, кто живет народным
трудом.
В сказке "Повесть
о том, как один мужик двух генералов
прокормил"
Щедрин
изображает двух чиновников, которые попали
на необитаемый
остров. Два
крупных чиновнику всю свою жизнь
прослужили в
регистратуре,
которую потом "за ненадобностью
упразднили". Попав на
остров,
генералы-дармоеды чуть не съели друг друга.
Не окажись на
острове
мужика, бездельники так и пропали бы с
голоду, хотя на
острове было
множество плодов, рыбы и всякой живности.
Насытившись,
генералы вновь приобретают уверенность в
себе. "Вишь,
как хорошо
генералом быть," - говорит один из них. В
этой сказке
Щедрин
изобличает паразитизм, полную
неспособность людей, которые
давно отвыкли
от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый
сад"
покажет нам
Гаева, зрелого человека, которому старый
лакей Фирс
надевает
штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове,
он так же, как
и генералы,
умер бы с голоду. Генералам не приходит в
голову, что
эксплуатировать
мужика - это позорно и безнравственно, они
полностью
уверены в своем праве, что на них должен кто-то
работать.
Щедрин пишет:
"Вернувшись обратно в Петербург,
генералы денег
загребли, но и
мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да
пятак
серебра.
Веселись мужичина." С такой же силой
Салтыков-Щедрин
разоблачает
самодержавие в сказке "Медведь на
воеводстве". Лев в свое
дальнее
воеводство посылает Топтыгиных для
усмирения "внутреннего
супостата".
Под династией Топтыгиных Щедрин
подразумевает
придворных
слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга
на посту в
дальнем
воеводстве. Первый и второй воеводы
занимались разного рода
злодеяниями:
первый Топтыгин - мелкими (чижика съел),
второй -
крупными,
капитальными (забрал у крестьян корову,
лошадь, двух
овец, "за
что мужики осерчали и убили его"). Третий
же Топтыгин не
хотел
кровавых злодеяний, он пошел либеральным
путем, за что
мужики много
лет присылали ему то корову, то лошадь, то
свинью, но
в конце концов,
лопнуло терпение мужиков, и они
расправились с
воеводой. В
этой расправе ясно видятся стихийные бунты
крестьянства
против своих
угнетателей. Щедрин показал, что
недовольство народа
обусловлено
не только произволом наместников, но и
порочностью
всей царской
системы, что дорога к счастью народа лежит
через
свержение
монархии, то есть через революцию.
Щедрин не
уставал изобличать пороки самодержавия и в
других своих
сказках. В
сказке "Орел-меценат" выдающийся
писатель показал
отношение
верхов к искусству, науке и просвещению. Он
делает один
вывод, "что
орлы для просвещения не нужны". В сказке
"Премудрый
пескарь"
Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал
и помирал
дрожал").
Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам-
утопистам
(сказка "Карась-идеалист").
Писатель утверждает, что не словами, а
решительными
действиями можно достичь счастливого
будущего, и
сделать это
может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина
талантлив,
самобытен житейской смекалкой. Мужик
делает из
собственных
волос невод и лодку в сказке о генералах.
Писатель-
гуманист
полон горечи за свой многострадальный
народ, утверждая, что
он своими
руками "вьет веревку, которую ему потом
накинут на шею
угнетатели".
Образ коняги из сказки Щедрина - символ
порабощенного
народа.
Свой стиль
Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке
присутствует
подтекст, различные иносказания. Тесно
связаны сказки
Щедрина с
народным творчеством: он часто употребляет
народные
пословицы и
выражения. Литературное наследство Щедрина,
как и
всякого
гениального писателя, принадлежит не
только прошлому, но и
настоящему, и
будущему.