СКАЗКИ САЛТЫКОВА

СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою

жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в

своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после

реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту

и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и

эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,

рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет

исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то

революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо

разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.

Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин

старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем

блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет

скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин

раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику

дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.

В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый

остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в

регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на

остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на

острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на

острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.

Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,

как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке

Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые

давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"

покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс

надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как

и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что

эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они

полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.

Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег

загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак

серебра. Веселись мужичина." С такой же силой Салтыков-Щедрин

разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое

дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего

супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает

придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в

дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода

злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -

крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух

овец, "за что мужики осерчали и убили его"). Третий же Топтыгин не

хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что

мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но

в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с

воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства

против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа

обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью

всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через

свержение монархии, то есть через революцию.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих

сказках. В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал

отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один

вывод, "что орлы для просвещения не нужны". В сказке "Премудрый

пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал

дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам

(сказка "Карась-идеалист"). Писатель утверждает, что не словами, а

решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и

сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из

собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-

гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что

он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею

угнетатели". Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного

народа.

Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке

присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки

Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные

пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и

всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и

настоящему, и будущему.

 


Хостинг от uCoz