РОМАН
САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ"
-
СУРОВЫЙ
ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ
Замечательный
роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа
Головлевы"
стоит в ряду
лучших произведений русский писателей,
таких, как
Гоголь,
Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь
дворянства. В романе
с огромной
обличительной силой раскрыты все пороки
общества,
порожденные в
России господством помещиков. В своем
суровом
приговоре
крепостничеству Салтыков-Щедрин
разоблачил
развращающее
влияние собственности и паразитизма на
человеческий
характер,
показал неизбежность нравственного и
физического
разрушения
паразитической личности.
Писатель
изобразил историю морального опошления и
вымирания
семейства
помещиков Голавлевых Оно является
собирательным
художественным
образом, в котором автор обобщил все
типичные
черти быта,
нравов, психологии помещиков накануне
отмены
крепостного
права и после нее.
Читая роман,
постоянно испытываешь чувство омерзения к
этим
паразитам.
Члены семьи постоянно враждуют между собой,
постоянно
ругаются из-за
наследства. Слова "бал-бес, изверг,
мерзавец, подлец,
негодяй"
были обычными в этом семействе. В чем же
дело? Может
быть, их жизнь
полна тягот и лишений, поэтому они так
ожесточились?
Ничуть не
бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна -
глава
семейства, всю
свою жизнь положившая на округление
владений. Эта
властная
женщина в течение длительного времени
единолично
управляла
обширным гоголевским имением и благодаря
своей энергии
сумела
удесятерить свое состояние. Страсть к
накоплению взяли в
Арине
Петровне верх над материнскими чувствами.
Например, ее
реакцию на
смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает
как чувство
недовольства
прежде всего тем, что покойница оставила ей
"своих двух
щенков".
Таково отношение Арины Петровны к
собственной дочери и
внучкам. Не
лучше она относится и к сыновьям, поощряя их
к
лицемерию,
наушничанью ради "лучшего куска на блюде".
Дети
разделялись
на "любимчиков" и "постылых".
Меняя любимчиков и
развращая их
таким отношением, мать заглушала их
естественные
чувств любви к
родителям. Физическое наказание детей было
обычным
явлением в
этой семье. И все это делается ради
семейного
благополучия,
то есть для этих же детей, которых Арина
Петровна
изуродовала
своим воспитанием.
Совершенно
забит и ушўл в себя "Пашка-тихоня",
прожил купленный
ему матерью
дом в Москве и влачит жалкое существование
"Степка-
балбес,
постылый сын"; "нa кислом молоке и
попорченной солонине"
воспитываются
сиротки-внучки. Таковы предварительные
итоги
помещичьего
воспитания.
От главы к
главе рисует Салтыков-Щедрин картины
тирании,
нравственного
увечья, следующих одна за другой смертей
членов
головлевского
семейства. Запертый в душной и грязной
комнате,
лишенный даже
одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.
Умер Павел,
имением которого тотчас завладел Иудушка
Головлев.
Трагически
сложилась жизнь наследников Арины, чье
изуродованное
детство и
юность толкнули их на путь разврата и
гибели. В конце
жизни перед
Ариной Петровной предстают итоги ее
деятельности,
которая была
подчинена бессердечному стяжательству и
формированию
"извергов".
Самый
страшный из них - Порфирий, еще в детстве
прозванный в
семье
Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье
привела к тому,
что Порфиша
научился прикидываться ласковым сынком,
заискивал
перед матерью,
лебезил, показывал, что он - "весь
послушание и
преданность"
Притворная почтительность как способ
получения
лучшего куска
или избежания наказания - это способ,
который, все
более
развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку
лицемером. Черты
стяжательства
развились в нем до предела. Он стал
владельцем
Головлева,
овладел имением брата Павла, прибрал к
рукам все
капиталы
матери, обрек эту когда-то грозную и
властную хозяйку
головлевской
семьи на одиночество и вымирание и сам
сделался
властелином
всех головлевских богатств.
Писатель
неоднократно повторяет сравнение Иудушки с
пауком,
сосущим кровь
своих жертв. Иудушка - садист, он находит в
страданиях
других
наслаждение. Его нравственное оскуднение
так велико, что без
малейшего
содрогания, прикрывая ласковыми речами
свое истинное
"Я",
Иудушка обрекает на гибель поочередно
каждого из троих своих
сыновей -
Владимира, Петра и младенца Володьку.
Иудушка -
пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил"
своими речами
окружающих. Он
может словами, как говорит о нем один
крестьянин,
"сгноить
человека". Но запас его слов определяется
запросами паука-
помещика и
поэтому крайне беден. По определению
Салтыкова-
Щедрина,
Иудушка не просто говорит, а источает "массы
словесного
гноя". Свои
злодейства Иудушка совершает как самые
обычные дела,
"потихонечку
до полегонечку", а что самое ужасное - "по
закону". Так
писатель
показывал защищенность Иудушки-кровопийца
законами
власти и
религии. Ведь он с большим искусством
пользовался такими
прописными
истинами, как почитание семьи, религии и
закона. И хотя
все считают
его кровопийцем, и с полным на то правом, он
может
возразить тем,
что юридически все им соблюдается
правильно.
Писатель
показал в лице Иудушки человека ничтожного,
скудоумного,
никчемного. И
вместе с тем, это олицетворение ничтожества
держит в
подчинении и
страхе окружающих, доводит их до гибели, и
происходит
это потому,
что ничтожество Иудушки и ему подобных
опирается на
крепостническую
мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин
разоблачает
нравственность собственников-эксплуататоров
вообще,
отрицая
социальные и политические принципы
дворянско-буржуазного
общества. На
мой взгляд, своим произведением писатель-
сатирик
вынес
смертный приговор исторически обреченному
классу
помещиков-крепостников.