РОМАН САЛТЫКОВА

РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" -

СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ

Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как

Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе

с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества,

порожденные в России господством помещиков. В своем суровом

приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил

развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий

характер, показал неизбежность нравственного и физического

разрушения паразитической личности.

Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания

семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным

художественным образом, в котором автор обобщил все типичные

черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены

крепостного права и после нее.

Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим

паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно

ругаются из-за наследства. Слова "бал-бес, изверг, мерзавец, подлец,

негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может

быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились?

Ничуть не бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава

семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта

властная женщина в течение длительного времени единолично

управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии

сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в

Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее

реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство

недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей "своих двух

щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и

внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к

лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети

разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и

развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные

чувств любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным

явлением в этой семье. И все это делается ради семейного

благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна

изуродовала своим воспитанием.

Совершенно забит и ушўл в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный

ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степка-

балбес, постылый сын"; "нa кислом молоке и попорченной солонине"

воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги

помещичьего воспитания.

От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании,

нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов

головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате,

лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.

Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев.

Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное

детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце

жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности,

которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию

"извергов".

Самый страшный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в

семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому,

что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал

перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и

преданность" Притворная почтительность как способ получения

лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, все

более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты

стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем

Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все

капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку

головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался

властелином всех головлевских богатств.

Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком,

сосущим кровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях

других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без

малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное

"Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих

сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка - пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами

окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин,

"сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука-

помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-

Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного

гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела,

"потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное - "по закону". Так

писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами

власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими

прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя

все считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может

возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно.

Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного,

никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в

подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит

это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на

крепостническую мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин

разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще,

отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного

общества. На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик

вынес смертный приговор исторически обреченному классу

помещиков-крепостников.

 

 


Хостинг от uCoz