А.И.Солженицын.
Жизнь и
творчество А.Солженицына.
Имя
Александра Солженицына,
долгое время бывшее под запретом,
наконец-то по
праву заняло свое место в истории русской
литературы со-
ветского
периода.
году) ни в
русской, ни в
мировой литературе не осталось
произведений,
которые
представляли бы большую опасность для
советского режима. Эта
книга
раскрывала всю сущность тоталитарного
режима. Пелена лжи и само-
обмана, все еще застилавшая
глаза многим нашим согражданам, спадала.
После всего, что было собрано в
этой книге, что было раскрыто с пора-
зительной
силой эмоционального воздействия, с одной стороны,
докумен-
тального
свидетельства, с
другой - искусства слова, после того, как в
памяти
запечатлелся чудовищный, фантастический
мартиролог жертв "стро-
ительства коммунизма" в России за годы советской власти
- уже ничего
не
удивительно и не страшно!
дения -
декабрь 1918 г., место рождения - г. Кисловодск;
отец происхо-
дил из
крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего
впоследствии зажиточным
хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Росто-
ве-на-Дону
физико-математический факультет
университета, одновременно
поступает заочником в
Московский институт философии и литературы. Не
закончив в
последнем двух курсов, уходит
на войну, с 1942 по 1945-й
командует на
фронте батареей, награжден орденами и
медалями. В феврале
45-го в звании
капитана арестован из-за подслеженной в
переписке кри-
тики Сталина и осужден на
восемь лет, из
которых почти год провел на
следствии и
пересылке, три - в
тюремном НИИ и четыре самых трудных на
общих работах
в политическом Особлаге.
Затем был в Казахстане "навеч-
но", однако
с февраля 1957 г. последовала реабилитация.
Работал школь-
ным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. Произведения "Один
день Ивана
Денисовича" был принят в Союз писателей.
Но следующие рабо-
ты вынужден отдавать в
"Самиздат" или печатать в Зарубежье. В 1969-м
из СП исключен, в 70-м удостоен
Нобелевской премии по литературе. В
1974-м в связи с
выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ"
насильственно
изгнан на
Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в амери-
канский штат
Вермонт, природою напоминающий среднюю
полосу России.
Таков
нелегкий жизненный путь писателя. Его
творчество возвра-
щается на
Родину. Хорошо, что это происходит при жизни
Александра Иса-
евича и
вселяет надежду на его возвращение из
принудительного изгна-
ния.
В
преддверии своего 60-летия Солженицын начал
издавать собра-
ние сочинений с подзаголовком "Восстановленные
подлинные доцензурные
тексты, заново проверенные и
исправленные автором. Иные
произведения
печатаются
впервые". К 1988 г. Вышли в свет уже 18 томов.
тературе
форма - "полифоническая с точными
приметами времени и места
действия", из пяти его крупных
вещей, как это не удивительно, романом
в полном
смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" сог-
ласно подзаголовку - "опыт художественного исследования", эпопея
"Красное
колесо" - "повествование в отмеренных
сроках". "Раковый
кор-
пус" - по
авторской воле, "повесть",
а "Один день Ивана Денисовича" -
даже "рассказ".
Роман
"В круге первом" писался 13 лет и имеет семь
редакций.
Сюжет состоит в том, что дипломат Володин
звонит в американское по-
сольство,
чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке
будет ук-
раден секрет
атомной бомбы. Подслушанный и записанный на
пленку разго-
вор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательской учреждение
системы МГБ, в котором заключенные
создают методику распознания голо-
сов. Смысл романа
разъяснен зэком: "Шарашка-
высший, лучший,
первый
круг ада". Володин дает другое
разъяснение, вычеркивая на земле круг:
"Вот видишь
круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот
второй, он
шире. Это -
человечество. И первый круг не входит во
второй. Тут забо-
ры
предрассудков. И
выходит, что
никакого человечества нет. А только
отечества,
отечества и разные у всех..."
в
Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с
напарником и поду-
мал, как нужно
бы описать весь лагерный мир одним днем".
В
повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию
"возбуждения
рака": сталинизма, красного террора,
репрессий.
Чем
притягивает творчество Солженицына?
Правдивостью, болью за
происходящее, прозорливостью.
Писатель, историк, он все время предуп-
реждает нас:
не потеряйтесь в истории.
"Скажут
нам: что ж может
литература против безжалостного на-
тиска
открытого насилия? А
не забудем, что насилие не живет одно и не
способно жить
одно: оно непременно сплетено с ложью." -
писал А.И.Сол-
женицын. а нужно сделать
простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это
приходит в мир
и даже царит в мире, - но не через меня.
Писателям же и
художникам
доступно большее: победить ложь! Солженицын
и был таким пи-
сателем,
который победил ложь.