Изображение
народного характера в произведениях А.Т.Твардовского
и
Шолохова.(Василий
Теркин и Андрей Соколов).
Вспомним
время, в которое создавались произведения
Твардовско-
го и Шолохова.
В стране уже торжествовала бесчеловечная
сталинская по-
литика,
всеобщий страх и подозрительность проникли
во все слои общест-
ва, коллективизация и ее
последствия разрушили вековое сельское хо-
зяйство и
подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало
отпечаток
и на
литературу. Поэтому большинство
произведений довоенной литературы
изображали
русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых
чувств
принимались за крамолу.
Но
грянула Великая Отечественная война,
которая потребовала от
страны
напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны
понимало, что
без проявления народного подъема войны не
выиграть. Да и
сам народ, чувствуя смертельную
угрозу не только своей свободе, но и
самому
существованию русской земли, с первых дней
войны проявил чудеса
стойкости и
героизма.
Это
проявление народного характера было
замечено военной лите-
ратурой. В
фронтовых газетах появляются произведения И.Эренбурга,
А.Толстого, К.Симонова,
А.Твардовского, А.Суркова, М.Шолохова, в кото-
рых простой
русский человек изображается с теплотой и
сочувствием, ав-
торы с
уважением и любовью относятся к мужеству
своих героев.
В
этом ряду стоят герои произведений
Твардовского и Шолохова -
Василий
Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда
они кажутся фигура-
ми полностью
противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о
таких говорят, "что за красным
словцом в карман не полезет", Соколов
же - фигура
трагическая, каждое
его слово выстрадано, несет
груз жи-
тейских
страданий. Но, несмотря на кажущееся
различие, есть нечто,
объединяющее
этих героев. Оба
они - представители народа, яркие носи-
тели его
самобытной индивидуальности, тех черт,
которые присущи харак-
теру всего
народа. Эти черты - общие в Теркине и
Соколове.
Главная
из этих черт - любовь и привязанность к
родной стране.
Герои обоих
писателей все время вспоминают о родных
местах, о Родине.
В этих героях
привлекает милосердие, величие души. Они
попали на войну
не из-за
воинственного инстинкта, а "ради жизни на
земле". Поверженный
враг вызывает у них только чувство
жалости (обращение Теркина к нем-
цу).
Другая
немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и
может иногда
прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему
не нужен ор-
ден, он "согласен на
медаль." В Соколове же об этой же черте говорит
явное
нежелание, с которым он начинал горький рассказ о
своей жизни. Ведь
ему нечего
стыдиться! В молодости он совершал ошибки,
но та самоотвер-
женность, которую он
проявил в годы испытаний, должна бы стократно
окупить его
грехи.
Герои
Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными
чертами, как житейская сметка,
насмешка над врагом и над любыми труд-
ностями. Теркин является самым
характерным выразителем этих качеств.
Вспомним его
шутливое обращение к Смерти.
Следующей
чертой является
героизм. Вспомним поведение Андрея
Соколова в
плену, героизм
Теркина на фронте, когда ему пришлось в но-
ябре два раза
переплывать Днепр, чтобы
спасти своих и просить о подк-
реплении.
Все
вышеизложенное подводит нас к важному
выводу о великой
жизненной
силе героев, силе народного характера.
Здесь Шолохов и Твар-
довский
продолжают традицию, начатую в русской
литературе еще произве-
дениями
Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других
писателей, в кото-
рых простой русский человек - средоточие
силы и жизненной стойкости
народа. Поступки Теркина и
Соколова приводят читателя к осознанию ве-
личия
русского человека, опровергают догмы
ходульной литературы "клас-
сового
подхода".