Отношения народа и государства в романе А

Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".

 

Проблема взаимоотношений  народа  и  государства - это вечная проблема

России.

 

Конечно же,  выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в  своем

творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего на-

рода, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толс-

тому  довелось  жить и творить в очень трудный и противоречивый период

нашей

 

истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела не-

бывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам,

к нашей истории.  Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять  и

осмыслить и настоящее,  и будущее.  Эпоха Петровских реформ,  коренных

преобразований жизни России начала XYIII века,  как нельзя лучше помо-

гает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.

Воплощением творческого замысла А.Н.Толстого стал  исторический  роман

"Петр Первый".

 

        Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает

буквально с первых страниц романа.  Царь умер, начинается смутное вре-

мя.

 

И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России,  за их

собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Оте-

чества,  будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уве-

рены в их неизбежности,  но народ боится этого.  Народ не знает, с кем

ему  идти,  куда  идти.  Он  не имеет решающего голоса в решении своей

судьбы.  Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонни-

ков Петра.  Сцены бунта,  жестокое убийство Матвеева, оставившие такой

глубокий след в душе маленького Петра,  еще раз обнажают всю  бессмыс-

ленность  и беспощадность задерганных неразберихой людей,  страшащихся

своего будущего.

 

        Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительни-

цей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою

опору Петр видит в народе.  Выходец из народа Алексашка Меньшиков ста-

новится главным его помощником.

 

        Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потеш-

ную гвардию,  Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии

славно послужат царю и Отечеству.

 

        Придя к власти,  Петр начинает свои реформы. Он действует жес-

токо, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений

народных масс.  Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ

стихийно протестует против этого. Таким протестом явился

 

стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонима-

ние народом политики царя,  неприятие тех методов, которыми он пользо-

вался.  Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит яр-

ким  примером  того,  что государство по-прежнему не хочет видеть души

народной,  по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках.  Если

народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачи-

вается насилием, жестокостью, кровью.

 

        Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает

перед нами в описании войны,  которую ведет Россия со шведами.  В этих

сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо-

собность  принести себя в жертву во благо Отечества.  В эти-то моменты

исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится

частью народа.  Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим

солдатам тянуть пушки,  повозки во время переходов,  находится в самой

гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Про-

тивостояния нет,  нет государя и его слуг.  Есть только русский народ,

единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

 

        Несмотря на  первое поражение под Нарвой,  уже через считанные

годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя

именно  народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви,  который не

желает видеть дисциплинированности и боеспособности в  русском  воинс-

тве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом,

приведшее к окончательной победе.  И глубоко  символично,  что  именно

Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво-

лившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

 

        Отвоевав у шведов устье Невы,  Петр решает строить здесь новую

столицу.  Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и нап-

ряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова ви-

дит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов.

Это оборачивается неисчислимыми страданиями,  гибелью сотен людей, но-

вым  ростом противостояния народа царю.  Власть снова не находит иного

средства реализации своих планов,  кроме насилия.  Петербург растет на

муках,  на костях тысяч каторжан и крепостных.  Здесь очень характерен

образ каторжанина Федьки Умойся Грязью.  Вместе с ним автор протестует

против  произвола властей,  вседозволенности,  отношения к людям как к

винтикам государственной машины.

 

        Отношения между народом и государством в  нашей  стране  очень

противоречивы.  Правдивый художник Толстой показал их во многообразии,

во всей сложности. Автор романа "Петр Первый" решает для себя проблему

взаимоотношений народа и власти однозначно.  Он отрицает насилие госу-

дарства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.  

 

 


Хостинг от uCoz