Отношения
народа и государства в романе А.Н.Толстого
"Петр Первый".
Проблема
взаимоотношений народа и
государства - это вечная проблема
России.
Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой
не мог обойти ее в своем
творчестве.
Ведь каждый талантливый писатель - всегда
часть своего на-
рода, и эта
проблема становится для него и личной
проблемой. А.Н.Толс-
тому довелось жить и творить в очень
трудный и противоречивый период
нашей
истории, когда
проблема взаимоотношений народа с властью
приобрела не-
бывалую
остроту. В этом плане правомерно обращение
писателя к истокам,
к нашей истории. Ведь понять и
осмыслить прошлое - это значит понять и
осмыслить и
настоящее, и
будущее. Эпоха
Петровских реформ, коренных
преобразований
жизни России начала XYIII века, как нельзя лучше помо-
гает понять
всю сущность этой вечной проблемы в
условиях нашей страны.
Воплощением
творческого замысла А.Н.Толстого стал исторический роман
"Петр
Первый".
Тема
взаимоотношений народа и государства
явственно проступает
буквально с
первых страниц романа. Царь
умер, начинается смутное вре-
мя.
И в разговоре
мужиков в дороге звучит тревога за судьбу
России, за их
собственную
судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя
отдельно от Оте-
чества, будущее страны - это и
будущее народа. Все ждут перемен, уве-
рены в их
неизбежности, но
народ боится этого. Народ
не знает, с кем
ему идти,
куда идти. Он
не имеет решающего голоса в решении
своей
судьбы. Сторонники царевны
Софьи умело толкают народ против сторонни-
ков Петра. Сцены бунта, жестокое убийство
Матвеева, оставившие такой
глубокий след
в душе маленького Петра,
еще раз обнажают всю
бессмыс-
ленность и беспощадность
задерганных неразберихой людей, страшащихся
своего
будущего.
Растет
молодой царь, растет и недовольство народа
правительни-
цей Софьей и
князем Василием Голицыным. На пути к
преобразованиям свою
опору Петр
видит в народе. Выходец
из народа Алексашка Меньшиков ста-
новится
главным его помощником.
Из
детей крестьян и посадских людей Петр
формирует свою потеш-
ную гвардию, Преображенский и
Семеновские полки, которые впоследствии
славно
послужат царю и Отечеству.
Придя
к власти, Петр
начинает свои реформы. Он действует жес-
токо, даже
слишком жестоко, он реализует свои замыслы
без учета мнений
народных масс. Петр насаждает обычаи,
чуждые русскому народу, и народ
стихийно
протестует против этого. Таким протестом
явился
стрелецкий
бунт. Причиной этого бунта послужило прежде
всего непонима-
ние народом
политики царя, неприятие
тех методов, которыми он пользо-
вался. Жестокая расправа над
участниками стрелецкого бунта служит яр-
ким примером того,
что государство по-прежнему не хочет
видеть души
народной, по-прежнему считает
его слепым орудием в своих руках. Если
народ не
понимает реформ, проводимых государством,
это всегда оборачи-
вается
насилием, жестокостью, кровью.
Совсем
иная сторона взаимоотношений народа с
властью предстает
перед нами в
описании войны, которую
ведет Россия со шведами.
В этих
сценах на
первый план выступает патриотизм народа,
его стойкость, спо-
собность принести себя в
жертву во благо Отечества.
В эти-то моменты
исчезает
пропасть между народом и государством.
Государство становится
частью народа. Царь Петр сливается
со своей армией. Он помогает своим
солдатам
тянуть пушки, повозки
во время переходов, находится
в самой
гуще сражения
в схватке с врагом. Царь воюет простым
бомбардиром. Про-
тивостояния
нет, нет государя и
его слуг. Есть
только русский народ,
единый,
могучий, раскрывающий все свои лучшие
качества.
Несмотря
на первое поражение под Нарвой, уже через считанные
годы русская
армия разбивает непобедимые корпуса шведов.
И устами царя
именно народ дает гневную
отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не
желает видеть
дисциплинированности и боеспособности в русском воинс-
тве. Сцена
осады Нарвы демонстрирует полное единение
власти с народом,
приведшее к
окончательной победе. И
глубоко символично, что
именно
Меньшиков,
выходец из народных масс, придумал военную
хитрость, позво-
лившую взять
казавшуюся неприступной крепость Нарву.
Отвоевав
у шведов устье Невы, Петр
решает строить здесь новую
столицу. Строительство
Петербурга потребовало колоссальных сил и
нап-
ряжения
русского народа. Основная трагедия в том,
что власть снова ви-
дит в народе
лишь средство, лишь орудие для воплощения
своих замыслов.
Это
оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей,
но-
вым ростом
противостояния народа царю. Власть снова не
находит иного
средства
реализации своих планов,
кроме насилия. Петербург
растет на
муках, на костях тысяч
каторжан и крепостных. Здесь
очень характерен
образ
каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор
протестует
против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как
к
винтикам
государственной машины.
Отношения
между народом и государством в нашей стране очень
противоречивы. Правдивый художник
Толстой показал их во многообразии,
во всей
сложности. Автор романа "Петр Первый"
решает для себя проблему
взаимоотношений
народа и власти однозначно. Он отрицает насилие
госу-
дарства над
народом, чем бы оно ни оправдывалось.