Мой любимый
герой в романе "Война и мир".
Л.Н.Толстой
является великим художником-реалистом. Из-под его
пера вышла
новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом
ро-
мане наряду с
историческими событиями,
он показывает быт помещичьей
России и мир
аристократического общества. Здесь
показаны представители
различных
слоев дворянства. Представителями
передового, мыслящего дво-
рянства
являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель
относится с
большой симпатией.
Впервые
Толстой знакомит нас Андреем Болконским в
салоне Анны
Павловны
Шерер, фрейлины императрицы, и описывает
его внешность. Писа-
тель много
внимания уделяет выражению скуки и
недовольства на лице
князя: у него был "усталый
скучный взгляд", часто "гримаса портит
его
красивое лицо".
Андрей Болконский получил хорошее
образование и воспи-
тание. Его
отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII
века. Именно
отец научил
князя Болконского ценить в людях такие
человеческие досто-
инства, как
верность чести и долгу. Отправляя сына на
войну /имеется в
виду война
1805-1807 гг./, старый князь говорит ему на
прощание: "Пом-
ни одно, князь Андрей, коли
тебя убьют, мне, старику, больно будет, а
коли узнаю,
что повел не как сын Болконского, мне стыдно
будет".
Андрей
Болконский с презрением относится к
светскому обществу,
это презрение
ему передалось от отца.
Людей, которые собираются в са-
лоне А.П.Шерер, он называет "глупым
обществом", так
как его не удов-
летворяет эта
праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он
говорит Пь-
еру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне".
И
еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие,
ничтожество - вот заколдо-
ванный круг,
из которого я не могу выйти".
Князь
Андрей - богато одаренная натура. Он живет в
эпоху фран-
цузской
революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке
князь Андрей
ищет смысл жизни. Сначала
это мечты о "своем Тулоне",
мечты о славе. Но ранение на
Аустерлицком поле приводит героя к разо-
чарованию. Вообще, история его жизни -
это цепь разочарований героя:
сначала в
славе, затем в общественно-политической
деятельности, и, на-
конец, в любви.
Далеко
не случайно, что
Андрею суждено умереть на героическом
взлете
русской жизни, а
Пьеру пережить его; далеко
не случайно, что
Наташа
Ростова останется для Андрея всего лишь
невестой, а для Пьера
будет женой.
В
разговоре с Пьером накануне Бородинского
сражения князь Анд-
рей глубоко
осознает народный характер этой войны. Князь Андрей гово-
рит Пьеру о
том, что успех сражения "никогда не
зависел и не будет за-
висеть ни от
позиции, ни от
вооружения, ни даже от числа; а уж меньше
всего от
позиции". "А от
чего же?" - спрашивает Пьер. И слышит в от-
вет: "От того чувства,
которое есть во мне, в нем, - он указал на Ти-
мохина, - в
каждом солдате".
Однако
стать такими, как они,
породниться душою с простыми
солдатами
Князю Андрею не суждено. В роковую минуту
смертельного ране-
ния князь
Андрей испытывает последний, страстный и
мучительный порыв к
жизни земной: "совершенно новым
завистливым взглядом" он смотрит на
"траву и
полынь". И потом, уже на носилках он
подумает: "Отчего
мне
так жалко было
расставаться с жизнью? Что-то было в этой
жизни, чего я
не понимал и
не понимаю."
Глубоко
символично, что под
Аустерлицем князю открылось отре-
шенное от
суеты мирской голубое, высокое небо, а под
Бородиным - близ-
кая, но
не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на
нее. В
умирающем
князе Андрее небо и земля,
смерть и жизнь борются друг с
другом. Эта
борьба проявляется в двух формах любви:
одна - земная, лю-
бовь к Наташе; другая - идеальная
любовь ко всем людям. И
как только
любовь ко всем
людям проникает в него, князь Андрей
чувствует отрешен-
ность от жизни, освобождение и
удаление от нее. Любить
всех - значит
не жить земной
жизнью, значит умереть.
Земля,
к которой страстно потянулся князь Андрей,
так и не да-
лась в его
руки, уплыла,
оставив в его душе чувство тревожного недоу-
мения, неразгаданной тайны.
Восторжествовало величественное, отрешен-
ное от мирских
треволнений небо, а
вслед за ним
наступила смерть.
Князь Андрей
умер не только от раны. Его смерть связана с
особенностя-
ми характера и
положения в мире людей.
Его поманили, позвали
к себе,
но
ускользнули, оставшись недосягаемыми, те
духовные ценности, которые
сделал
судьбоносным 1812 год.