"Мысль
народная" в романе Л.Н.Толстого "Война
и мир".
Роман
"Война и мир" был задуман как роман о
декабристе, возв-
ращающемся
после амнистии в 1856 году. Но чем больше
Толстой работал с
архивными
материалами, тем больше он понимал, что не
рассказав о самом
восстании, и,
глубже, о войне 1812 года, нельзя написать
этот роман.
Так,
замысел романа постепенно
трансформировался, и
Толстой
создал
грандиозную эпопею. Это
рассказ о подвиге народа, о победе его
духа в войне
1812 года.
Позже, говоря о романе, Толстой
писал, что главная мысль рома-
на - "мысль
народная". Она
заключается не только и не столько в изоб-
ражении
самого народа, его
быта, жизни, а в том, что каждый
положи-
тельный герой
романа в конце концов связывает свою судьбу с
судьбой
нации.
Здесь
есть смысл вспомнить историческую
концепцию писателя. На
страницах
романа и особенно во второй части эпилога
Толстой говорит о
том, что до сих
пор вся история писалась как история
отдельных личнос-
тей, как
правило, тиранов, монархов, и никто до сих
пор не задумывался
над тем, что является движущей
силой истории. По мысли Толстого - это
так
называемое "ролевое начало", дух и воля не одного
человека, а на-
ции в целом. И насколько силен дух
и воля народа, настолько
вероятны
те или иные
исторические события. Так
победу в Отечественной
войне
Толстой
объясняет тем, что столкнулись две воли:
воля французских сол-
дат и воля
всего русского народа. Эта война была
справедливой для
русских, они
воевали за свою Родину,
поэтому их дух и воля к победе
оказались
сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над
Францией была
предопределена.
Война
1812 года стала рубежом, испытанием всех
положительных
героев в
романе: для князя
Андрея, который
чувствует необыкновенный
подъем перед
Бородинским сражением,
веру в победу для Пьера Безухова,
все мысли
которого направлены на то,
чтобы помочь изгнанию
захватчи-
ков, он даже разрабатывает
план убийства Наполеона,для Наташи, отдав-
шей подводы
раненым, потому что
не отдать их было нельзя,
не отдать
было стыдно и
гадко, для Пети
Ростова, принимающего участие в военных
действиях
партизанского отряда и погибающего в
схватке с врагом, для
Денисова, Долохова, даже
Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все
личное,
становятся единым целым, участвуют в
формировании воли к побе-
де.
Эта
воля к победе особенно ярко проявляется в
массовых сценах:
в сцене сдачи
Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который поддав-
шись какой-то
неведомой, внутренней силе, велит все свое
добро раздать
солдатам, а что нельзя вынести -
поджечь); в сцене подготовки к Боро-
динскому
сражению (солдаты надели белые рубахи, как
бы готовясь к пос-
ледней
схватке), в сцене боя партизан с французами.
Вообще,
тема партизанской войны занимает особое
место в рома-
не. Толстой
подчеркивает, что война 1812 года,
действительно, была на-
родной, потому что сам народ
поднялся на борьбу с захватчиками. Дейс-
твовали уже
отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, соз-
дают свои
отряды и герои романа - Василий Денисов и
Долохов. Жестокую,
не на жизнь, а на смерть войну
Толстой называет "дубина народной вой-
ны": "Дубина народной
войны поднялась со всей своей грозной и
вели-
чественной силой, и,
не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой
простотой, но с
целесообразностью, не
разбирая ничего, поднималась,
опускалась и
гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все на-
шествие".