Смысл названия романа Л

Смысл названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир".

 

 

 

        Роман "Война и мир" быль задуман как роман о декабристе, возв-

ратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и

ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования.  На созда-

ние романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг.  XIX  в.)  -

неудача  России  в Крымской войне,  отмена крепостного права и ее пос-

ледствия.

 

        Тематику произведения образуют три  круга  вопросов:  проблемы

народа,  дворянской общественности и личной жизни человека, определяе-

мой этическими нормами.

 

        Главным художественным приемом,  которым пользуется  писатель,

является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противо-

поставлены в романе и две войны (1805 -1807 гг.  и 1812 года),  и  два

сражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), и

города (Петербург и Москва),  и действующие лица. Но на самом деле это

противопоставление  начинается уже с самого названия романа:  "Война и

мир".

 

        Это заглавие отражает глубокий философский смысл.  Дело в том,

что в слове "мир" до революции было другое буквенное обозначение звука

[и]

 

- I - десятеричное, и слово писалось как "мiръ". Такое написание слова

говорило о том,  что оно многозначно. Действительно слово "мир" в заг-

лавии не является простым обозначение понятия покоя, состояния, проти-

воположного войне.  В романе это слово имеет массу значений,  освещает

важные стороны народной жизни,  взгляды, идеалы, быт и нравы различных

слоев общества.

 

        Эпическое начало в романе "Война и мир" невидимыми нитями свя-

зывает в единое целое картины войны и мира.  Точно так же, как "война,

означает не одни военные действия враждующих армий,  но и воинственную

враждебность людей,  в мирной жизни,  разделенной социальными и нравс-

твенными барьерами, понятие "мир" фигурирует и раскрывается в эпопее в

своих разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа, не находящегося

в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богу-

чарове.  Мир - это будничные интересы,  которые,  в отличие от бранной

жизни,  так  мешают  Николаю Ростову быть "прекрасным человеком" и так

досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом

"дурацком мире". Мир - это ближайшее окружение человека, которое всег-

да рядом с ним,  где бы он не находился:  на войне или в мирной жизни.

Но  мир - это и весь свет,  вселенная.  О нем говорит Пьер,  доказывая

князю Андрею существование "царства правды".  Мир - это братство людей

независимо  от  национальных  и классовых различий,  здравицу которому

провозглашает Н.Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это жизнь. Мир

- это и мировоззрение,  круг идей героев.  Мир и война идут рядом, пе-

реплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.

 

        В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содер-

жание и потребность мира - труд и счастье,  свободное и естественное и

потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны

- разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждеб-

ность людей,  отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само

-  утверждение  своего эгоистического "я",  несущее другим разрушение,

горе, смерть.

 

        Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русс-

кой армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнива-

ет весь этот ужас с видом той же плотины в другое время,  когда  здесь

"столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук,

засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу".

 

        Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей  кар-

тине: "Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных поло-

жения на полях и лугах...,  на которых сотни лет одновременно  убирали

урожай  и пасли скот крестьяне деревень Бородина,  Горок,  Ковардина и

Сеченевского". Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н.Ростову,

когда он видит "комнатное лицо" врага с дырочкой на подбородке и голу-

быми глазами".

 

        Рассказать правду о войне, заключает Толстой в "Войне и мире",

очень трудно.  Его новаторство связано не только с тем, что он показал

человека на войне,  но главным образом тем,  что, развенчав ложную, он

первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и од-

новременно как испытание всех душевных сил человека.  И неизбежно слу-

чилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скром-

ные люди,  такие,  как капитан Тушин или  Тимохин,  забытые  историей;

"грешница"  Наташа,  добившаяся выделения транспорта для русских ране-

ных;  генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах  Куту-

зов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

 

        Само сочетание "война и мир" уже употреблялось в русской лите-

ратуре, в частности, в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов":

 

                Описывай, не мудрствуя лукаво,

 

                Все то, чему свидетель в жизни будешь:

 

                Войну и мир, управу государей,

 

                Угодников святые чудеса.

 

        Толстой так же,  как и Пушкин,  использует сочетание "война  и

мир" как универсальную категорию.

 

 


Хостинг от uCoz