Смысл
названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
Роман
"Война и мир" быль задуман как роман о
декабристе, возв-
ратившемся из
ссылки, пересмотревшем свои взгляды,
осудившем прошлое и
ставшем
проповедником нравственного
самоусовершенствования. На созда-
ние романа-эпопеи
повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) -
неудача России в Крымской войне, отмена крепостного
права и ее пос-
ледствия.
Тематику
произведения образуют три
круга вопросов: проблемы
народа, дворянской
общественности и личной жизни человека,
определяе-
мой
этическими нормами.
Главным
художественным приемом,
которым пользуется писатель,
является
антитеза. Этот прием является стержнем
всего романа: противо-
поставлены в
романе и две войны (1805 -1807 гг. и 1812 года), и два
сражения (Аустерлиц
и Бородино), военачальники (Кутузов и
Наполеон), и
города (Петербург
и Москва), и
действующие лица. Но на самом деле это
противопоставление начинается уже с
самого названия романа:
"Война и
мир".
Это
заглавие отражает глубокий философский
смысл. Дело в том,
что в слове
"мир" до революции было другое
буквенное обозначение звука
[и]
- I -
десятеричное, и слово писалось как "мiръ".
Такое написание слова
говорило о том, что оно многозначно.
Действительно слово "мир" в заг-
лавии не
является простым обозначение понятия покоя,
состояния, проти-
воположного
войне. В романе это
слово имеет массу значений, освещает
важные
стороны народной жизни,
взгляды, идеалы, быт и нравы различных
слоев
общества.
Эпическое
начало в романе "Война и мир"
невидимыми нитями свя-
зывает в
единое целое картины войны и мира. Точно так же, как "война,
означает не
одни военные действия враждующих армий, но и воинственную
враждебность
людей, в мирной
жизни, разделенной
социальными и нравс-
твенными
барьерами, понятие "мир" фигурирует и
раскрывается в эпопее в
своих
разнообразных значениях. Мир - это жизнь
народа, не находящегося
в состоянии
войны. Мир - это крестьянский сход,
затеявший бунт в Богу-
чарове. Мир - это будничные
интересы, которые, в отличие от бранной
жизни, так
мешают Николаю
Ростову быть "прекрасным человеком" и
так
досаждают ему,
когда он приезжает в отпуск и ничего не
понимает в этом
"дурацком
мире". Мир - это ближайшее окружение
человека, которое всег-
да рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной
жизни.
Но мир - это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая
князю Андрею
существование "царства правды". Мир - это братство людей
независимо от
национальных и
классовых различий, здравицу
которому
провозглашает
Н.Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это
жизнь. Мир
- это и
мировоззрение, круг
идей героев. Мир и
война идут рядом, пе-
реплетаются,
взаимопроникают и обуславливают друг друга.
В
общей концепции романа мир отрицает войну,
потому что содер-
жание и
потребность мира - труд и счастье, свободное и
естественное и
потому
радостное проявление личности. А
содержание и потребность войны
- разобщение,
отчуждение и изолированность людей.
Ненависть и враждеб-
ность людей, отстаивающих свои
корыстные отдельные интересы, это само
- утверждение своего
эгоистического "я",
несущее другим разрушение,
горе, смерть.
Ужас
смерти сотен людей на плотине, во время
отступления русс-
кой армии
после Аустерлица, потрясает тем более, что
Толстой сравнива-
ет весь этот
ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь
"столько
сиживал старичок-мельник с удочками, в то
время как его внук,
засучив
рукава рубашки, перебирал в лейке
серебряную трепещущую рыбу".
Страшный
итог Бородинского сражения рисуется в
следующей кар-
тине: "Несколько
десятков тысяч человек лежали мертвыми в
разных поло-
жения на полях
и лугах..., на
которых сотни лет одновременно убирали
урожай и пасли скот
крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и
Сеченевского".
Здесь ужас убийства на войне становится
ясен Н.Ростову,
когда он видит
"комнатное лицо" врага с дырочкой на
подбородке и голу-
быми глазами".
Рассказать
правду о войне, заключает Толстой в "Войне
и мире",
очень трудно. Его новаторство
связано не только с тем, что он показал
человека на
войне, но главным
образом тем, что,
развенчав ложную, он
первым открыл
героику войны, представив войну как
будничное дело и од-
новременно
как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно слу-
чилось так,
что носителями подлинного героизма явились
простые, скром-
ные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей;
"грешница" Наташа, добившаяся выделения
транспорта для русских ране-
ных; генерал Дохтуров и
никогда не говоривший о своих подвигах Куту-
зов. Именно
они, забывающие о себе и спасающие Россию.
Само
сочетание "война и мир" уже
употреблялось в русской лите-
ратуре, в
частности, в трагедии А.С.Пушкина "Борис
Годунов":
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.
Толстой
так же, как и Пушкин, использует сочетание "война и
мир" как
универсальную категорию.