Кутузов и
Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и
мир".
Роман
Л.Н.Толстого "Война и мир" является, по мнению извест-
ных писателей
и критиков, "величайшим романом в мире".
"Война и мир" -
это роман-эпопея,
повествующий о знаменательных и
грандиозных событиях
из истории
страны, освещающий
важные стороны народной жизни, взгляды,
идеалы, быт и нравы различных
слоев общества. Основным художественным
приемом,
который использует Л.Н.Толстой, является
прием антитезы. Этот
прием
является стержнем произведения,
пронизывает весь роман снизу до-
верху. Противопоставлены
философские понятия в заглавии романа, собы-
тия двух войн (войны
1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер-
лиц и Бородино),
социумы (Москва и Петербург, светское
общество и про-
винциальное
дворянство), действующие лица. Характер
противопоставления
носит и
сопоставление двух полководцев - Кутузова и
Наполеона.
Писатель
прославил в своем романе
главнокомандующего Кутузова,
как
вдохновителя и организатора побед русского
народа. Толстой подчер-
кивает, что
Кутузов - подлинно народный герой, который
руководствуется
в своих
действиях народным духом. Кутузов
предстает в романе как прос-
той русский
человек, чуждый притворству, и одновременно
как мудрый ис-
торический
деятель и полководец. Главное в Кутузове
для Толстого - его
кровная связь
с народом, "то народное чувство, которое
он носит в себе
во всей
чистоте и силе его". Именно поэтому,
подчеркивает Толстой, на-
род и выбрал
его "против воли царя в производители
народной войны". И
только это
чувство поставило его на
"высшую человеческую высоту".
Толстой изображает Кутузова как мудрого
полководца, глубоко
и верно
понимающего
ход событий. Не
случайно правильная оценка Кутузовым хода
событий
всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил
зна-
чение
Бородинского сражения, заявив, что это -
победа. Как полководец,
он явно
стоит выше Наполеона.
Именно такой полководец был нужен для
ведения войны
1812 года, и Толстой подчеркивает, что после
перенесения
войны в
Европу русской
армии потребовался другой
главнокомандующий.
"Представителю
народной войны ничего не оставалось, кроме
смерти. И он
умер".
В
изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его вы-
разительную
фигуру, походку, жесты, мимику, его
знаменитый глаз, то
ласковый, то
насмешливый. Примечательно, что Толстой
дает этот образ в
восприятии
различных по характеру и социальному
положению лиц, углуб-
ляясь в
психологический анализ.
Глубоко человечным и живым делают Ку-
тузова сцены и
эпизоды, изображающие полководца в беседах
с близкими и
приятными ему
людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом),
его поведе-
ние на военных
советах, в битвах под Аустерлицем и
Бородиным.
Одновременно
надо отметить, что образ Кутузова несколько
иска-
жен, не лишен недостатков, причина которых - в
неправильных позициях
Толстого-историка.
Исходя из стихийности исторического
процесса, Толс-
той отрицал
роль личности в истории. Писатель высмеивал
культ "великих
личностей",
созданный буржуазными историками. Он
считал, что ход исто-
рии решают
народные массы. Он пришел к признанию
фатализма, утверждая,
что все
исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов вы-
ражает эти
взгляды Толстого в романе.
Он, по словам
Толстого, "знал,
что решают
участь сражения не распоряжения
главнокомандующего, не мес-
то, на котором стоят
войска, не количество пушек и убитых людей,
а та
неуловимая
сила, называемая
духом войны, и он
следил за этой силой и
руководил ею,
насколько это было в его власти". У
Кутузова - толстовс-
кий
фаталистический взгляд на историю,
согласно которому исход истори-
ческих
событий заранее предрешен. Ошибка Толстого
состояла в том, что,
отрицая роль
личности в истории, он
стремился сделать Кутузова только
мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к
некоторой
противоречивости
его образа: он выступает в романе как
полководец, при
всей своей
пассивности точно оценивающий ход военных
событий и безоши-
бочно
направляющий их. И
в конечном результате Кутузов выступает как
активный
деятель, скрывающий
за внешним спокойствием огромное волевое
напряжение.
Антиподом
Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой реши-
тельно выступил против
культа Наполеона. Для
писателя Наполеон - аг-
рессор,
напавший на Россию. Он сжигал города и села,
истреблял русских
людей, грабил и уничтожал
великие культурные ценности, приказал взор-
вать Кремль.
Наполеон - честолюбец, стремящийся к
мировому господству.
В первых
частях романа автор со злой иронией говорит
о преклонении пе-
ред
Наполеоном, которое
воцарилось в высших светских кругах России
после Тильзитского мира. Толстой
характеризует эти годы как "время,
когда карта
Европы перерисовывалась разными красками
каждые две неде-
ли", и
Наполеон "уже убедился, что не нужно ума
постоянства и последо-
вательности
для успеха". С
самого начала романа Толстой ясно выражает
свое отношение к
государственным деятелям этой эпохи. Он показывает,
что в
поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но
"он верил в
себя, и весь мир верил в него".
Если
Пьер видит в Наполеоне "величие души",
то для Ф.Шерер На-
полеон -
воплощение французской революции и уже
поэтому злодей. Юный
Пьер не
понимает того, что
став императором, Наполеон продал дело ре-
волюции. Пьер защищает и
революцию, и
Наполеона в равной мере. Более
трезвый и
опытный князь
Андрей видит и жестокость Наполеона, и его
деспотизм, а отец Андрея старик
Болконский сетует, что
нет Суворова,
который
показал бы французскому императору, что
значит воевать.
Каждый
персонаж романа думает о Наполеоне по-своему,
и в жизни
каждого героя
полководец занимает определенное место. Надо
сказать,
что и
по отношению к
Наполеону Толстой был недостаточно
объективен,
утверждая: "Он был подобен
ребенку, который, держась за тесемочки,
привязанные
внутри кареты, воображает, что он правит". Но
Наполеон в
войне с
Россией не был бессилен. Он просто оказался
слабее своего про-
тивника - "сильнейшего
духом", по выражению Толстого.
Писатель
рисует этого знаменитого полководца и
выдающегося де-
ятеля как "маленького
человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на
лице, с
"жирной грудью",
"круглым животом" и "жирными
ляжками коро-
теньких ног". Наполеон предстает в
романе как самовлюбленный, самона-
деянный
властитель Франции, упоенный успехом,
ослепленный славой, счи-
тающий себя
движущей силой исторического процесса. Его безумная гор-
дость
заставляет его принимать актерские позы, произносить
напыщенные
фразы. Всему этому
способствует раболепие, окружающее
императора. На-
полеон Толстого - "сверхчеловек", для которого имеет
интерес "только
то, что происходило в его
душе". А "все, что было вне его, не имело
для него
значения, потому
что все в мире, как
ему казалось, зависело
только от его
воли". Не
случайно слово "я" - любимое слово
Наполеона.
Насколько
Кутузов выражает интересы народа,
настолько Наполеон мелок в
своем
эгоцентризме.
Сопоставляя
двух великих полководцев,
Толстой делает вывод:
"Нет и не
может быть величия там,
где нет простоты, добра
и правды".
Поэтому
подлинно велик именно Кутузов - народный
полководец, думающий
о славе и
свободе Отечества.