Кутузов и Наполеон в романе Л

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

 

 

 

         Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" является,  по мнению извест-

ных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" -

это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях

из истории страны,  освещающий важные стороны народной жизни, взгляды,

идеалы,  быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным

приемом, который использует Л.Н.Толстой, является прием антитезы. Этот

прием является стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу до-

верху.  Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, собы-

тия двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер-

лиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и про-

винциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления

носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.

 

        Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова,

как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчер-

кивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется

в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как прос-

той русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый ис-

торический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его

кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе

во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, на-

род и выбрал его "против воли царя в производители народной войны".  И

только это чувство поставило  его  на  "высшую  человеческую  высоту".

Толстой  изображает  Кутузова как мудрого полководца,  глубоко и верно

понимающего ход событий.  Не случайно правильная оценка Кутузовым хода

событий всегда подтверждается впоследствии.  Так, он верно оценил зна-

чение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец,

он  явно  стоит выше Наполеона.  Именно такой полководец был нужен для

ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения

войны  в  Европу  русской армии потребовался другой главнокомандующий.

"Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он

умер".

 

        В изображении Толстого Кутузов - живое лицо.  Вспомним его вы-

разительную фигуру,  походку,  жесты,  мимику, его знаменитый глаз, то

ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в

восприятии различных по характеру и социальному положению лиц,  углуб-

ляясь в психологический анализ.  Глубоко человечным и живым делают Ку-

тузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и

приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведе-

ние на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

 

        Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько иска-

жен,  не лишен недостатков,  причина которых - в неправильных позициях

Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толс-

той отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ "великих

личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход исто-

рии решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая,

что все исторические события предопределены свыше.  Именно Кутузов вы-

ражает эти взгляды Толстого в романе.  Он,  по словам Толстого, "знал,

что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не мес-

то,  на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та

неуловимая сила,  называемая духом войны,  и он следил за этой силой и

руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовс-

кий фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход истори-

ческих событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что,

отрицая роль личности в истории,  он стремился сделать Кутузова только

мудрым  наблюдателем  исторических событий.  И это привело к некоторой

противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при

всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безоши-

бочно направляющий их.  И в конечном результате Кутузов выступает  как

активный деятель,  скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое

напряжение.

 

        Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон.  Толстой реши-

тельно  выступил против культа Наполеона.  Для писателя Наполеон - аг-

рессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских

людей,  грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взор-

вать Кремль. Наполеон - честолюбец, стремящийся к мировому господству.

В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении пе-

ред Наполеоном,  которое воцарилось в высших  светских  кругах  России

после  Тильзитского  мира.  Толстой характеризует эти годы как "время,

когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две  неде-

ли", и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума постоянства и последо-

вательности для успеха".  С самого начала романа Толстой ясно выражает

свое  отношение к государственным деятелям этой эпохи.  Он показывает,

что в поступках Наполеона кроме прихоти не было  никакого  смысла,  но

"он верил в себя, и весь мир верил в него".

 

        Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Ф.Шерер На-

полеон - воплощение французской революции и уже поэтому  злодей.  Юный

Пьер не понимает того,  что став императором, Наполеон продал дело ре-

волюции.  Пьер защищает и революцию,  и Наполеона в равной мере. Более

трезвый  и  опытный  князь Андрей видит и жестокость Наполеона,  и его

деспотизм,  а отец Андрея старик Болконский сетует,  что нет Суворова,

который показал бы французскому императору, что значит воевать.

 

        Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни

каждого героя полководец занимает определенное  место.  Надо  сказать,

что  и  по  отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен,

утверждая:  "Он был подобен ребенку,  который,  держась за  тесемочки,

привязанные внутри кареты,  воображает,  что он правит". Но Наполеон в

войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего про-

тивника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.

 

        Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося де-

ятеля как "маленького человека" с  "неприятно-притворной  улыбкой"  на

лице,  с  "жирной грудью",  "круглым животом" и "жирными ляжками коро-

теньких ног".  Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самона-

деянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, счи-

тающий себя движущей силой исторического процесса.  Его безумная  гор-

дость заставляет его принимать актерские позы,  произносить напыщенные

фразы.  Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. На-

полеон  Толстого - "сверхчеловек",  для которого имеет интерес "только

то,  что происходило в его душе".  А "все,  что было вне его, не имело

для него значения,  потому что все в мире,  как ему казалось, зависело

только от его воли".  Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона.

Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в

своем эгоцентризме.

 

        Сопоставляя двух великих полководцев,  Толстой  делает  вывод:

"Нет и не может быть величия там,  где нет простоты,  добра и правды".

Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец,  думающий

о славе и свободе Отечества.

 

 


Хостинг от uCoz