Принципы
психологического анализа в романе Л.Н.Толстого
"Война и мир".
Философскому,
историческому роману-эпопее
Л.Н.Толстого "Война
и мир"
присущи также и черты романа психологического. Страница за
страницей раскрываются перед
читателем характеры героев Толстого в их
похожести и
разнообразии, статичности или изменяемости.
Одним
из ценнейших свойств человека Толстой
считал способность
к внутреннему
изменению, стремление
к самосовершествованию,
к нравс-
твенному
поиску. Любимые
герои Толстого меняются, нелюбимые - статич-
ны.
Психологический рисунок последних
предельно прост, и они во многом
похожи друг на
друга. Показательно, что все они красивы, но красивы
мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы.
Для психологи-
ческого
анализа этих героев автор использует
повторяющиеся детали, и
много раз
проходят перед читателем, вызывая
раздражение: плоское само-
довольное
лицо князя Василия, кудри
красавца Анатоля, мраморно-белые
обнаженные
плечи Элен.
В
отличие от нелюбимых любимые герои
Толстого обычно некрасивы
внешне, но наделены
внутренней красотой. Они
способны к самоусовер-
шенствованию,
к нравственным, духовным исканиям. Им
свойственен самоа-
нализ.
Вспомним поведение героев романа во время
Шенграбенского сраже-
ния. Настоящие
герои для Толстого те, в чьей внешности
подчеркнуто все
негероическое, кто винит себя, а не
других, кто скромен и честен. Ту-
шин, Тимохин, князь Андрей,
преодолевающий свой страх - герои. Хваст-
ливый и
самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность
к самосовершенствованию показана автором
на приме-
ре Пьера и
Андрея. В процессе поиска истинного,
важного, непреходящего
в жизни они
постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценнос-
тей. Пьер
разочаровывается в масонстве, князь Андрей
- в государствен-
ной службе.
Толстой
первым в русской литературы изобразил
мгновения изме-
нения душевных состояний своих
героев, открыл то, что впоследствии
Чернышевский
назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру,
ту сцену
в романе, в которой Николай, проигравший Долохову
огромную сумму де-
нег, возвращается домой в
состоянии полного душевного смятения, услы-
шав пение
Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное -
преходяще. Для
князя Андрея такими моментами душевных
перемен является
Аустерлиц с его небом и болезнь
сына с пологом над детской кроваткой,
под которым
князю Андрею открывается новый взгляд на
жизнь.
Важным
для раскрытия психологии героев является для Толстого
их отношение к
другим людям, способность
отречься от себя, по-карата-
евски
разлившись маленькой каплей в море
человеческих жизней, а
также
отношение
людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, ис-
кусству, семье.
Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего
этого. Как,
например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их
объединение
лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой
поэзии", ко-
торая
свойственна семьям Ростовых и Болконских,
где отношения строятся
на любви и
самоотдаче. Их объединяет только животное
родство, они даже
не воспринимают себя как
близких людей /достаточно вспомнить
нездоро-
вый эротизм в
отношениях Анатоля и Элен, ревность старой
княгини к до-
чери и
признание князя Василия в том, что он лишен
"шишки родительской
любви" и
дети -"обуза его существования"/. Можно также вспомнить о
бездетной Шерер и о слезах
растроганного Наполеона,
когда тот глядит
на портрет
сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое он
при этом
испытывает/.
Любимые
герои Толстого - плоть от плоти природы. Все,
что про-
исходит в
природе, находит
отклик в их душах. Героям
открывается их
"собственное"
небо, с которым связаны важные, порой
эпохальные переме-
ны в их душах.
Важный
принцип психологического анализа - изображение снов.
Так, сны Пьера, например,
очень умственны, рассудочны. В них он видит
свои слабости,
в них к нему приходят решения. В сне князя
Андрея раск-
рываются те
противоречия, которые
для него неразрешимы, жизнь с кото-
рыми делается
невозможной. Сон
Пети - сон светлый, гармоничный, сон
Николая
Болконского - сон "болконский",
рассудочный, проблематичный.
Толстой
показывает своих героев в их отношении к
искусству,
которое
выявляет у одних фальш и бездуховность, у
других -тонкость ду-
шевного восприятия и
глубину чувств. Вспомним
о роли музыки в доме
Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь
призму восприятия
Наташи.
Имена
Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея
Болконского зна-
ют даже те, кто не читал "Войны
и мира". Мне кажется, причина этого в
том, что
автору романа удалось сделать своих героев
необыкновенно жиз-
ненными, а
характеры их - психологически достоверными,
многогранными.